Рынок готовой еды и перекусов не стоит на месте: очевидно не самые полезные растворимые супы и пюре сменили суперфуды, функциональные и экзотические напитки.
Спрос на «полезные продукты» растет такими темпами, что не успевают производители: например, по данным исследовательской компании GfK, с лета 2018 года продажи авокадо в России выросли в 3,5 раза и прошедшей осенью в магазинах случился «авокадный кризис».
Но часто в магазинах мы берем «полезный продукт», не зная, на самом ли деле он полезный: не читаем упаковку дальше надписи «натурально», верим выносам на пачке и советам блогеров. Нас подкупают имиджевые посты, где «полезные» сублимированные хлопья заливают «полезным» напитком, который держит в руках, конечно же, стройная белозубая красавица с идеальной кожей. Скорость жизни тоже подводит: мы хотим быстро поесть, быстро чувствовать себя хорошо, быстро классно выглядеть. Зря, что ли, наука развивалась? Маркетологи компаний подыгрывают нам, обещая решить проблемы баночкой в 250 мл. В ход идет манипуляция пометками «органический», хотя мало кто знает, что для того, чтобы продукт гордо назывался органическим, в нем не должно быть сахара, усилителей вкуса, консервантов и других добавок.
Органические — это только свежесобранные и упакованные, например, фрукты или ягоды. Чем меньше человек влияет на продукт, тем больше пользы в продукте остается для человека. «Органическое производство — это контроль всех этапов, от почвы, в которую высаживают растения, до момента транспортировки плодов на фабрику», — говорит Андрей Вагин, директор по развитию компании «ЭксИм Пасифик», эксклюзивно импортирующей в Россию органическую кокосовую воду Foco.
Компании придумывают новые способы, о которых не всегда пишут на упаковках, как производить быстрее и удовлетворять растущий спрос. Одна из таких хитростей — восстанавливать продукт из сублимированного порошка: он намного дольше хранится и его проще перевозить.
Пример такого порошка — сухое молоко. Потребитель видит в нем главного врага молочки, но так ли оно ужасно — вопрос спорный. Проблема не в сухом молоке, а в производителях, которые не указывают его в составе. Сухое молоко разрешено использовать в йогурте, мороженом и даже, в определенных случаях, в молоке. Например, в связи с сезонностью: зимой производство коровьего молока снижается, а спрос — нет. «Сухое молоко используют для повышения массовой доли белка или восполнения дефицита сырого молока зимой, как стратегический запас на «случай»», — объясняет Олеся Терещенко, партнер сети магазинов полезных продуктов и специалист по здоровому питанию.
Производитель упаковки и оборудования Tetra Pak приводит определение восстановленного молока: «Это жидкое молоко, полученное добавлением воды к сухому обезжиренному молоку (СОМ), сухому цельному молоку (СЦМ) или их смеси». Является ли восстановленное молоко полноценной заменой цельному? «По содержанию белка и кальция разницы нет, а вот по содержанию витаминов и минералов, а также ферментов этот продукт теряет все ценное в процессе термической обработки», — отвечает Олеся Терещенко.
Сухой продукт используют не только в молочке. К составу экзотических напитков тоже стоит присмотреться внимательнее. Хороший пример — модный суперфуд кокосовая вода. Популярность кокосовой воды небезосновательна: в ней содержатся витамин C и витамины группы B, отсутствуют холестерин и жиры. С другой стороны, кокосы — один из самых сложных видов сырья для переработки. Как указывает на своем сайте тот же Tetra Pak, кокосовая вода — штука капризная, после дробления кокоса, соприкасаясь с воздухом, «быстро розовеет и приобретает привкус», поэтому требует быстрой обработки. Молодые кокосы необходимо бережно перевозить, чтобы не повредить. Плюс они занимают больше места в грузовике. Больше перевозок — больше потраченных денег. Производители, которые хотят сэкономить, превращают кокосовую воду перед перевозкой в порошок: кокос перетирают, высушивают и упаковывают в пакеты, а затем восстанавливают обычной водой на фабрике, но это уже не природный изотоник, а рукотворный. «Минусы такого способа: воздействие на продукт металлическими изделиями для измельчения, высокими температурами для сушки, лишний контакт с воздухом во время фасовки», — объясняет Андрей Вагин. Еще один признак того, что продукт неорганический и восстановленный — сахар в составе. Как только в составе значится сахар, это сигнал, что кокосовая вода ненатуральная.
Как определить, что у вас в руках натуральная кокосовая вода? Как понять, что перед вами природный изотоник? Если продукт импортный, ищите на упаковке логотип европейской (Euro-leaf) или американской (USDA Organic) сертификации органических продуктов — это залог того, что вода не была порошком. «Например, производитель органической кокосовой воды Foco контролирует все этапы производства самостоятельно, без привлечения подрядчиков: сами выращивают кокосовые пальмы, собирают и транспортируют на фабрику кокосы, упаковывают и отправляют контейнерами по странам Европы, в США, в Россию. Органическая кокосовая вода Foco без сахара и консервантов, поэтому она заслужила сертификацию USDA Organic», — говорит Андрей Вагин.
Алена Андреасян, автор книг «Книга кулинарного вдохновения» и «Гастрономический роман», более лояльна к продуктам без органической маркировки: «При выборе продукта мы основываемся в первую очередь на вкус, цвет, запах. Для нас важна чистота состава, но мы не критичны к значкам Bio и Organic. Местные продукты, например крафтовое миндальное молоко, не имеют маркировки, потому что в России еще нет бума среди производителей таких продуктов. А процедура получения сертификатов весьма дорогостоящая для маленьких проектов и чаще всего деньги стоит потратить на улучшение производственных процессов».
Олеся Терещенко рассказывает, что «Город-Сад» может позволить себе даже вернуть продукт производителю на доработку: «Мы тщательно отбираем продукты по составу и рекомендуем производителям по возможности убрать тот или иной ингредиент. Следим за тем, чтобы органические продукты имели соответствующую сертификацию. В своем производстве мы используем «порошки» — натуральные красители, например суперфуды с выраженным ярким цветом: чай матча, питахайя, анчан и другие».
Что же остается в сухом остатке нам, простым покупателям? Сомневаться и внимательно изучать состав на упаковке перед покупкой.