, 4 мин. на чтение

В России женщины не ходят на плановые осмотры, если чувствуют себя здоровыми

В России женщины предпочитают терпеть «долго и достаточно долго» перед тем, как обратиться к специалисту.

Так, в ежегодном исследовании «Индекс женского здоровья», проводимом фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер» совместно с ВЦИОМ, в 2018 году было выявлено, что почти 70% россиянок в случае появления симптомов заболевания ждут, что они пройдут сами. Если же не проходят «достаточно долго», тогда женщины обращаются за помощью.

Отметим, что чем выше возраст опрашиваемых, тем меньше среди них тех, кто при появлении симптомов готов сразу обратиться за медицинской помощью. Так, всего 28% женщин в возрасте от 35 до 45 лет сразу обращаются к специалисту по женскому здоровью, в то время как в возрастной группе от 18 до 24 лет — 36%. Вместе с тем эксперты считают, что чем старше женщина, тем внимательнее она должна следить за своим самочувствием. И очень важно не просто обращаться за консультацией при первых симптомах, но и ежегодно проходить профилактический осмотр. А женщинам старше 40 лучше это делать каждые шесть месяцев.

Однако эти рекомендации выполняют далеко не все. Согласно опросам, которые «Гедеон Рихтер» проводит с 2016 года, число женщин, регулярно посещающих специалиста по женскому здоровью, не поднимается выше 80%. Например, в 2016 году раз в год на профосмотры ходили 77% опрошенных женщин. В 2020 году на вопрос о регулярности чекапа 79% женщин ответили, что делают это не реже одного раза в год. Увеличение совсем небольшое — всего 2%. Причем опять наблюдается тенденция — женщины более молодой возрастной группы (от 18 до 24 лет) чаще отвечают на этот вопрос положительно, чем женщины от 35 лет.

Можно было бы подумать, что картина в целом неплохая. Однако получается, что каждая пятая женщина (чуть больше 20%) никогда не проверяет здоровье. А это огромная цифра по всей стране. Удивительно при этом, что информированность женщин о важности ежегодных визитов к специалисту довольно высокая и с каждым годом растет. В 2016 году 89% респонденток заявили, что знают о необходимости регулярной проверки здоровья, в 2020-м 93% женщин сказали то же самое. Только разрыв между теми, кто знает и кто ходит, все еще остается довольно существенным.

Вспышка коронавирусной инфекции не могла не повлиять на решение женщин о плановых осмотрах. Понятно, что некоторые из тех, кто ежегодно ходит к специалисту даже без выраженных симптомов, могли отложить свои планы из-за риска заразиться COVID-19. Согласно результатам социологического исследования компании «Гедеон Рихтер» 2021 года, у 15% участниц возникали мысли отказаться от визита к специалисту из-за распространения коронавирусной инфекции.

Почему женщины не заботятся о своем здоровье

Интересно, какие причины отказа от ежегодных осмотров называют женщины. Большинство говорит о том, что нет жалоб на здоровье. В 2016 году так отвечали почти половина (49%) участниц опроса, а в 2020-м — 77%. На второе место (39%) пять лет назад женщины ставили постоянство партнера и поэтому не видели необходимости все время проверяться. Здесь, наверное, отметим, что эта причина близка к первой — нет жалоб на здоровье, есть постоянный партнер, необходимости ходить на осмотры нет. А в 2020 году расклад поменялся — второй причиной отказа от регулярного обследования респондентки назвали отсутствие квалифицированного специалиста по женскому здоровью — 16% опрошенных. Впрочем, эта причина характерна для всех сфер здравоохранения. Люди часто в опросах отмечают недостаточную компетенцию различных специалистов.

Также среди основных причин не пойти на осмотр женщины часто называют банальную нехватку времени (38% в 2016 году и 8% в 2020-м) и сложности при записи на прием (16% в 2016 году и 9% в 2020-м). Эти причины присутствуют в опросах из года в год. Меньшее значение имеют высокая стоимость анализов и лекарственных препаратов, стеснение и дискомфорт при посещении специалиста, а также страх, что будет диагностировано серьезное заболевание. Хотя эта причина всегда на последнем месте и с каждым годом все меньше женщин ее называют.

Табуированность темы женского здоровья

То, насколько бережно женщина относится к себе и своему телу, может быть связано с табуированностью темы женского здоровья в обществе. Обсуждать проблемы менструального цикла, методы контрацепции, заболевания матки все еще не принято публично. Разве что между близкими подругами и на полуанонимных форумах в интернете. Возможно, из-за этого непросвещенность женщин в некоторых вопросах довольно высока, а желания обсуждать их почти нет. Например, в опросе 2019 года каждая третья из участниц исследования не знала о том, что для облегчения симптомов ПМС можно обратиться за консультацией к специалисту по женскому здоровью. При этом больше половины респонденток (54%) знают, что такая опция возможна. Но три из четырех женщин не хотели бы идти с этим вопросом к специалисту.

Как убедить женщин регулярно ходить на осмотры

Что можно сделать для того, чтобы женщины более бережно относились к своему здоровью и доверяли специалистам в этой сфере? Компания «Гедеон Рихтер» и ВЦИОМ в опросе 2020 года предложили женщинам самим назвать меры, которые могли бы оказать влияние на регулярность профилактических осмотров. Лидирующую позицию заняло повышение уровня компетентности специалиста по женскому здоровью — 37% опрошенных. Повышение качества самих осмотров считает важным каждая третья респондентка. Следующей по популярности была «устная рекомендация специалиста прийти на прием через определенное время».

Подавляющее большинство (90%) респонденток считают, что разговоры с детьми на темы полового воспитания помогают ребенку принять свое тело и не стесняться его. Почти все (93% опрошенных) согласны, что во взрослой жизни информированные дети более комфортно себя чувствуют в общении как со специалистом, так и с партнером.

Девушки, с которыми говорили на темы полового созревания и воспитания в детстве, сейчас более комфортно себя чувствуют в обсуждении контрацепции и репродуктивного здоровья с партнером. Также они чаще заявляют, что обычно посещают специалиста не менее раза в год, а на приеме реже испытывают дискомфорт

Большое число участниц исследования считают, что надо вести более активную просветительскую работу по этому вопросу. В опросе 2020 года за обсуждение темы заботы о женском здоровье в СМИ высказались 19% опрошенных. За проведение мероприятий, рассказывающих, как заботиться о своем здоровье — 16%.


«Гедеон Рихтер» с 2016 года в третью неделю апреля проводит социальный проект «Неделя женского здоровья». Он направлен на то, чтобы обратить внимание женщин на необходимость заботы о своем репродуктивном здоровье. Символом проекта является розовая гербера — цветок, который принято дарить тем, к кому испытываешь восхищение. «Гедеон Рихтер» стала первой фармацевтической компанией в России, которая совместно с ВЦИОМ проводит ежегодный федеральный опрос россиянок «Индекс женского здоровья “Гедеон Рихтер”». Из результатов опроса можно узнать об отношении наших соотечественниц к своему репродуктивному здоровью, контрацепции, о целях и частоте посещения специалиста по женскому здоровью, разобраться в их осведомленности о симптомах «женских» заболеваний.

Фото: shutterstock.com