Визажист Эрик Индиков: «Никогда не понимал заносчивых персонажей, фыркающих на клиентов»
За почти три десятилетия в индустрии моды Эрик Индиков отработал на сотнях показов, шоу и съемок в качестве визажиста и арт-директора Guerlain, Chanel, Shiseido, Elizabeth Arden и Estée Lauder и теперь запускает собственный бренд Cosmetics News.
Вы член Союза художников. Как художники решают сменить одни кисти на другие?
А я, собственно, кисти не менял. У меня просто стало их гораздо больше. Я и художник, и визажист. Мной очень давно завладели две любви: к искусству и к женщине. И в какой-то момент я почувствовал, что живописи и графики о женщине мне как-то недостаточно. Даже если добавить к ним стихи и сказки (их я тоже давно и с удовольствием сочиняю). Пришлось стать художником и в сфере макияжа, и это оказалось то, что надо: живой человек — это вам не холст. Красивая картина, как бы ни был счастлив художник, — это картина. Красивая женщина, счастливая не меньше художника, — это событие. Каждый раз. И, конечно, работа с людьми — это любовь и гордость. В том смысле, что свою работу нужно любить и не упускать случая заслуженно погордиться результатом.
Вы всегда были таким добреньким с клиентами? Не задавались, не заносились, как часто практиковалось ради авторитета в 1990-х?
Да, всегда, и нет, никогда. Думать, что наличие знаний, умений и предполагаемого таланта есть повод звездить, неправильно. Нельзя. Специалист? Поделись, научи, в конце концов, просто сделай свою работу, на которую тебя приглашают. Талантлив? Во-первых, талант не привилегия, а во-вторых, надо еще убедиться, согласны ли с тобой насчет таланта люди, с которыми ты работаешь. Никогда не понимал заносчивых персонажей, фыркающих на клиентов и — всегда за глаза, замечу, — на публичных персон: не разбирается в оттенках и техниках, не умеет краситься… А что, все должны все уметь? Я вот, к примеру, умею красить, но не умею играть на контрабасе. В общем, я не из тех, кто высокомерен с клиентами, а из тех, кто их слушает. И потом, между прочим, запускает для них свой бренд.
Назовите трех людей, чья карьера вас впечатляет.
Всего трех? Попытаюсь. Вот Михаил Шемякин. У него в свое время был очень тернистый путь: и высылка из страны, и работа почтальоном, вахтером и такелажником, и послушание. И посмотрите, как непоколебимая вера в себя и в то, чему он служит, привели его в число крутейших художников. Помните, за что ему дали пять почетных докторских степеней? За последовательное, широчайшее коллекционирование и исследование искусства, структурированное по технологическим, историческим и философским категориям и послужившее основой для создания французского Института философии и психологии искусства.
В мире музыки я выделяю великого джазового пианиста Мишеля Петруччиани. Вопреки испытаниям, начавшимся с самого его рождения с несовершенным остеогенезом, он стал тем, кем стал. Его носили на руках не только потому, что сам он не мог передвигаться. Я буквально не дышу, когда слушаю его записи, — он играет как бог.
Ну и в моде это, безусловно, Габриэль Шанель. Тоже в своем роде великий стоик и победитель трудностей и лишений в ранние годы, она сделала массу подарков женщинам. И наговорила массу правильных вещей. «Если ты родился без крыльев, не мешай им расти».
Откуда вы берете идеи?
Сейчас опять будет про женщин. Это они меня учат, направляют, подсказывают целенаправленно и ненароком. Я просто внимательно слушаю. Не бывает глупых вопросов и излишних требований — если я их получаю, это повод искать и находить ответы и решения. Годами клиентки наседали на меня с требованиями, к примеру, такой пудры, которая бы надежно покрывала кожу, но не выдавала бы свое очевидное присутствие. Я в ответ наседал на них с дотошными встречными расспросами и экспериментами — и бинго, теперь такая пудра у нас есть. Есть и кисти, которые все сделают за вас, потому что вы мне все время жаловались, что кисти, может, и удобны для визажиста, который стоит напротив, но никак не для вас самих.
А второй мой мощнейший источник вдохновения — это музыка. Если верить родителям, то моим первым словом в жизни было «мизика». Я часами мог слушать радио и засыпал только под звуки классической музыки. И сейчас я без нее не живу. Друзья говорят, что дверной звонок мне не нужен: если с площадки слышна музыка, значит, я дома, а если тихо — можно разворачиваться и уходить. Я страстный фанат хорошей аппаратуры, хорошего звука и хорошей мелодии. Классики и джаза.
Где вам больше всего сейчас нравится находиться и работать: на съемках и показах? С покупателем? На фабрике среди пигментов?
Удовольствие — везде. На съемках и показах от того, что можно сочинять, делиться, играть с идеями. С клиентами я работаю ради улыбки: ради вот этого момента, когда женщина смотрит в зеркало. А на фабрике я счастливый ремесленник: работаю руками, делаю продукт, который выйдет в жизнь, будет кого-то радовать. Каждый новый продукт — мое детище, а я — его гордый папище.
Расскажите что-нибудь этакое, поразительное в своей простоте. Чего мы не знаем?
Да вот хотя бы про цвет румян. Кто-то в какой-то момент внушил вам, что цветов этих много, можно с ними играть, подо что-то подбирать, под цвет колготок, к примеру. А по-настоящему, «для жизни», цветов всего три: теплый розовый, холодный розовый и коричневый. Остальное — оттенки, среди которых вам нужен тот, который вы увидите на кончиках пальцев и на ладони после того, как крепко сожмете и разожмете кулак.
В Cosmetics News вы постоянно подчеркиваете итальянскую составляющую бренда. Почему это для вас принципиально? Это хорошо продается? Или, может, вам просто нравится все итальянское?
Есть утверждение, что моду делают во Франции. А люди из мира моды добавляют, что делают, может, и во Франции, но придумывают-то в Италии. И это истинная правда. Все самые крутые и креативные фабрики находятся в Италии, и у них размещают заказы почти все известные бренды. Поэтому из таких вот практических соображений убедительности мы и рассказываем, что у нас в Италии вообще полный цикл производства, от формул до упаковки — замшевых чехольчиков ручной работы.
Почему вы решили, что москвичкам нужен еще один дорогой бьюти-бренд? И подтвердились ли ваши соображения?
Москва — огромный мегаполис. Москвички требовательны и постоянно ждут нового и крутого. И мы не делаем традиционно сезонных коллекций, расширенных линеек, полных комплектов оттенков. Сейчас объясню. Традиционный подход громоздок, высокоотходен и с отчетливой ноткой мольбы: ну пожалуйста, найдите у нас хоть что-нибудь одно интересное. Наша стратегия — слушать и узнавать, что конкретно сейчас требуется, и делать именно это, только еще лучше. Поражать невиданными техническими характеристиками, эффективностью и легкостью в обращении, которую приносят технологии будущего.
Какие тенденции и техники макияжа сейчас в моде? И что, наоборот, забыть как страшный сон?
Главный тренд 2019 года — сияние. Всякие блестящие и перламутровые объемные текстуры, 3D. Производство молниеносно подстраивается под запросы и идет уже на такие ухищрения, которые несколько лет назад было и не вообразить. У нас есть такой хайлайтер Glossy Baked: пигментные частицы в нем граненые, как бриллианты, а технология такая: замешать на воде — заморозить — медленно запечь. Не всякая молекулярная кухня справилась бы. А позабыть пока можно про матовые текстуры. Не буду называть их таким уж прямо страшным сном, но пусть они пока отдохнут.
Фото: из личного архива Эрика Индикова