, 4 мин. на чтение

Фотографы Magnum рассказали, что делать профессионалам в эпоху, когда на телефоны снимают все

Поговорить о том, как изменилась фотография за последние 20 лет и что делать профессиональному фотографу в эпоху инстаграма, собрались фотографы агентства Magnum в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

— Никогда еще искусство фотографии не было таким демократичным, и это прекрасно, — заявила Нюша Таваколян, фотограф из Ирана. — Сегодня каждый может выразить свои мысли и чувства с помощью фотографии, это новый универсальный визуальный язык. Сейчас все больше людей овладевают им, разбираются в фотографии, и это нас всех очень обогащает.

— Но как же быть профессиональному фотографу в этих обстоятельствах? — спросила ведущая встречи Софико Шеварднадзе.

— Выходить из зоны комфорта, совершенствоваться, работать над собой, постоянно доказывать, что ты чего-то стоишь, — ни секунды не задумываясь ответила Нюша.

— Ведь важны не модель твоей камеры и не владение техникой, важно то, что ты хочешь сказать, — добавил Томас Дворжак из Германии. У Томаса маленький, почти незаметный фотоаппарат — на такой даже не требуется специального разрешения для съемок в публичных местах. И снимает Томас жизнь как она есть, людей и их повседневные занятия. Пока он говорит, его фотографии показывают на экране. Вот молодая пара нежно обнимается в зале ожидания ЗАГСа, а на них с осуждением смотрит бабушка в бархатном платье. Чем-то похоже на картины передвижников из Третьяковки.

Внимание к людям, интерес к повседневности — похоже, один из трендов развития современной фотографии. Никакого снобизма. Важна каждая человеческая история. Так считает Нюша Таваколян. В Москве она продолжает проект, начатый в Тегеране: поймать в объектив камеры «невидимых» людей, тех, кто живет на окраинах больших городов и у кого нет никаких шансов украсить собой обложку глянцевого журнала. Нюша приходит в гости к своим героям, разговаривает с ними, чтобы узнать чуть лучше, просит прилечь на кровать или удобно расположиться в кресле. Ее фотографии интимны и трогательны. Кажется, рассматриваешь снимки друзей, с которыми давно не виделся.

— Меня все больше интересует портретная съемка, — отмечает Нюша, которая начинала как военный фотожурналист. — В какой-то момент я устала документировать военные действия. Мне захотелось выразить свое отношение к людям и миру через фотографии.

Алекс Майоли из Италии тоже вдохновляется повседневностью. На его фотографиях — та же реальность, город, люди, повседневные сценки, но без спасительной отстраненности. В каждом кадре сконцентрирована эмоция. Как если бы кто-то рассеял туман и показал город таким, какой он есть, а не хочет казаться. Фотографии Майоли — это результат кропотливой работы со светом, тщательного выстраивания кадра.

— Я итальянец, хотя уже много лет живу в Америке, восприимчивость к красоте — органичная часть меня, это бессмысленно отрицать, — так Алекс объясняет особенности своего восприятия. В юности он изучал Караваджо, погружение в большое искусство не прошло незамеченным.

— Как молодому фотографу разработать стратегию, которая позволит ему зарабатывать на жизнь фотографией? — спросил Аскар Рамазанов, соведущий встречи.

— Продолжать фотографировать, что бы ни случилось, — заявили в один голос все три участника. — Главное — упорство и вера в себя.

— У меня была дислексия, мне пришлось оставить школу в 16 лет, но я всегда хотела фотографировать. Это было очень сильное желание, идущее откуда-то из глубины, — рассказала Нюша.

Однажды она ехала в тегеранском автобусе с камерой в руках. Один из пассажиров спросил, чем она занимается. «Я фотожурналист», — ответила Нюша. Хотя на тот момент это было неправдой. «О, я видел, одна газета сейчас как раз ищет фотожурналистов. Почему бы вам не обратиться туда?» — предложил пассажир. Нюша так и сделала.

— А теперь, двадцать лет спустя, я сижу перед вами, — заключила она.

Алекс Майоли признался, что в 16 лет у него был выбор: стать рабочим, поваром или фотографом. Он выбрал фотографию.

— Это занятие показалось мне самым интересным, — объясняет он. В первое время он занимался фотожурналистикой, затем увлекся экспериментами со стилем и цветом.

Томас Дворжак отметил, что технические аспекты фотографии его всегда утомляли.

— Главное в нашей работе — быть любопытным. По-настоящему интересоваться миром и людьми, их жизнью. Не сидеть на месте. И фотографировать каждый день, — заявил он.

Все герои встречи признали, что в их жизни был период, когда фотография совсем не приносила им денег.

— В этой ситуации, главное, не отступать, продолжать фотографировать. Мои первые фотографии были ужасны. Но я все равно не расставалась с камерой, — рассказала Нюша. – Если вы будете упорны и настойчивы, вы все равно добьетесь своего. Очень многим сейчас требуются талантливые фотографы.

Фото: Олег Никишин