, 3 мин. на чтение

Как фотограф Magnum Алекс Майоли нашел в Пушкинском музее отличные ящики

Репортаж наших фиксеров Екатерины Бердниковой, Глеба Анфиногенова и Олега Никишина со съемок фотолаборатории Magnum Live Lab в Москве.

2 февраля. День пятый

Пройдено шагов: 26 000

Сделано снимков: 600

Алекс — единственный фотограф, который приехал в Москву с ассистентом, которого тоже, к слову, зовут Алекс. Алексу-старшему нужен помощник, который будет направлять переносные вспышки. Сегодня одного ассистента оказалось мало, в эту февральскую московскую субботу вспышки держали все кто мог.

Утром вместе со съемочной группой одного телеканала отправляемся в Третьяковскую галерею, чтобы отснять похищенную, а потом возвращенную картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». На месте выясняется, что сегодня журналисты в галерею попасть не смогут. Решаем, что эта картина не приносит нам удачи. Пару дней назад мы уже приезжали к зданию МВД, чтобы поснимать передачу полотна представителям Третьяковской галереи, но нам не суждено было ее увидеть. Алекс озадаченно смотрит на длинную-предлинную очередь в галерею, потом поворачивается к своей команде и говорит: «Мне нужно попасть туда», — указывая пальцем на Дом писателей в Лаврушинском переулке, балконы которого выходят как раз на Третьяковку.

Обзваниваем квартиры: одну, вторую, пятую, десятую — никто не отвечает. Вдруг открывается дверь подъезда, из него выходит местный житель. Вся команда — к нему: вот у нас тут замечательный фотограф, очень хочет поснимать из ваших окон, пустите, пожалуйста. Подходит Алекс, и недоверие местного жителя растворяется, он уже с уважением смотрит на его рост, фотоаппарат, вспышки, а уже в лифте доверчиво сообщает ему, что в молодости тоже был фотокором (правда, в студенческой газете). Внизу остаются постоянный ассистент Алекса и один человек из команды, на ходу обученный держать вспышку. Алекс на десять минут исчезает в квартире, потом, выходя, еще десять минут отказывается от чая.

Следующий пункт нашего маршрута — предложение руки и сердца в саду «Эрмитаж». Настоящий рыцарь на белом коне и в латах торжественно въехал в парк, слез с лошади и сделал предложение своей любимой на глазах у друзей. Девушка не устояла перед шармом своего принца и согласилась выйти за него замуж. Правда, до того, как предложение было сделано, нам пришлось полчаса играть в шпионов, чтобы будущая невеста ничего не заметила и ни о чем не догадалась. Алекс и до, и во время съемок переживал — вдруг она ответит отказом. Но принцу на белом коне отказать невозможно. Мы все тронуты увиденным до глубины души и идем отогревать ноги в ближайшее кафе.

Следующая съемка в Пушкинском музее, где должен состояться показ подлинников одежды 1910–1950-х годов, приуроченный к проходящей здесь выставке «Пикассо&Хохлова».

Спускаемся в помещение, где идут приготовления к показу, красятся и одеваются модели. Но внимание итальянцев привлекают прежде всего огромные ящики, в которых транспортируют художественные произведения. Это те самые ящики, в которых привезли для выставки работы Пикассо из разных музеев Европы. С видом знатоков Алекс и Алекс их тщательно рассматривают, обсуждают по-итальянски, потом удовлетворенно дают нам понять, что ящики отличные, и наконец переключаются на фотографирование непрофессиональных моделей, которые подобраны по сходству ростом и внешностью с первой женой Пикассо, Ольгой Хохловой. Но в субботу в ГМИИ имени Пушкина очень много посетителей, и руководство из соображений безопасности переносит показ. Что совсем не расстраивает Алекса, потому что все самое интересное он уже снял

Заканчивается день концертом в стиле панк в баре Punk Fiction. Здесь Алекс проводит больше всего времени, постоянно фотографируя. На выходе из бара неожиданно для всех наталкивается на волынщика, который в футболке на морозе исполняет известные на весь мир мелодии. Алекс не теряется, и уже через две секунды ассистенты стоят со светом и вспышками, помогая ему работать.

Фото: Олег Никишин