Репортаж наших фиксеров Екатерины Яковлевой и Олега Никишина со съемок фотолаборатории Magnum Live Lab в Москве.
Даты: 4, 5, 6 февраля
Пройдено шагов: 44 000
Сделано снимков: 1336
4 февраля, понедельник
Пока Алекс Майоли и Томас Дворжак каждый день по три раза обходят всю Москву (судя по количеству их шагов в день), мы с Нюшей Таваколян продолжаем снимать портреты москвичей у них дома.
С чего может начинаться утро понедельника? В нашем случае, конечно, только с Чертаново. Нюша влюбилась в этот «образцово-перспективный жилой район», построенный в конце 1970-х, и уже уверенно и без ошибок произносит «Чертаново». Едем снимать портрет художника, живущего в студии под самой крышей. Эти квартиры-студии изначально строились как арт-пространства для Cоюза художников.
Почему же Нюшу в конечном счете так зацепило Чертаново? Этот район был построен как абсолютно автономный, по концепции «все в доме»: на первых этажах располагались магазины, были предусмотрены рекреационные зоны, а рядом — школы и детские сады. В отличие от конструктивистских домов-коммун в Москве этот микрорайон и сейчас работает практически по задуманному плану.
Мы идем через весь район к дому со студией, поднимаемся на последний этаж. Наш герой — молодой художник из Калининграда, работающий в Москве. Мы долго объясняем Нюше, как так получилось, что Калининградская область — отдельный «остров», но в то же время часть России. Приехать из Калининграда и жить в экспериментальном комплексе в Чертаново все равно что переехать с одного острова на другой.
После мы отправились в светлую квартиру во дворе дома на Тверской, прямо за Госдумой. Нас постоянно бросает в крайности: Чертаново — двор за Госдумой, но для Москвы это обычная история. Здесь мы снимали еще одну героиню.
Как работает Нюша? Она долго ходит, ходит, выбирает ракурс и место съемки, выстраивает свет, а потом быстро делает серию кадров. Когда она показывает готовый снимок, все равно остается совершенно непонятно, как ей удалось сделать такой кадр, на котором изображение полностью отражает восприятие мира самой Нюши.
5 февраля, вторник
Нюша много времени посвятила съемкам портретов, поэтому сегодня она решила отправиться снимать московские пейзажи, чтобы на следующий день снова вернуться к портретам.
Наш выбор пал на Измайлово. Станция метро «Партизанская» — удивительное место, где смешалось все на свете, начиная от нового Измайловского кремля, парка, жуткой космической гостиницы «Вега» и пруда с поэтичным названием Серебряно-Виноградный. Мы вышли из метро, и тут, к нашему счастью, впервые за все дни работы выглянуло солнце, лучшего для съемок видов Москвы нельзя было и пожелать. Мы отправились к пруду, где Нюша сделала пару снимков снежной глади, леса на другом берегу. Мы забирались на мосты, искали локации на набережной.
После пруда наша съемка переместилась в Измайловский кремль. Нас окружили продавцы шуб и шашлыков, которые настойчиво на ломаном английском пытались предложить нам все клише о Москве за один раз и по сходной цене, мы же пытались поймать уходящее солнце. Нам это удалось в Измайловском парке.
6 февраля, среда
Солнечный вторник сменился пасмурной средой, мы договорились поехать исследовать бывшие индустриальные районы Москвы между «Бауманской», «Семеновской» и «Электрозаводской».
Нюшу нисколько не интересует съемка статичных сюжетов. По ту сторону объектива она должна увидеть развивающуюся яркую историю о городе и людях. Этой историей может стать любая деталь: след на снегу, огораживающая лента на дороге. Поэтому каждая наша съемка — это не поход в конкретную локацию с конкретной целью, а постоянный поиск, Нюша не предлагает городу только свое видение, она готова увидеть новое и необычное.
Остаток дня Нюша посвящает портретам и встречам с людьми. Мы опять попадаем в квартиры, знакомимся с новыми героями или оказываемся у друзей, которых пригасили участвовать в съемках.
Вернувшись в «Зарядье», Нюша делится своими впечатлениями от Москвы: «Прожив здесь неделю, я начинаю чувствовать ритм этого города, как время то ускоряется, то замедляется».
Фото: Олег Никишин