Я родился в Москве. Учился в США, в Бостонском университете на кинорежиссера. После окончания продолжал жить в Штатах и снимал бесконечное количество студенческих короткометражек в качестве кинооператора, чтобы влиться в индустрию и получить опыт.
В 1999 году мы с приятелями организовали продакшн-компанию Lorem Ipsum. Нам хотелось сразу снимать, а не годами работать на площадке ассистентами. Занимались производством всего, что можно сделать с помощью кинокамеры: кино, рекламные ролики, корпоративные фильмы и т. д. Через какое-то время мир креативных индустрий стал меняться из-за появления интернета — все слилось воедино, и мы из узкопрофильной компании, специализирующейся на кинопроизводстве, превратились в мультидисциплинарную.
Компания зародилась в Нью-Йорке. Много лет спустя мы открыли офис в Москве. У нас стали появляться российские заказчики. В 2012 году мы начали работать над мультимедийным и интерактивным контентом для «Ельцин-центра» в Екатеринбурге — культурным и образовательным центром, который посвящен первому президенту России и политической истории страны в первое десятилетие после распада СССР. Дизайнерами экспозиции выступала одна из крупнейших в мире выставочных компаний Ralph Appelbaum Associates.
Мы были единым подрядчиком, который отвечал за все, что происходит на экранах — видео- и интерактивные инсталляции. За несколько лет работы над «Ельцин-центром» мы сняли более 150 интервью с главными действующими лицами 1990-х годов — со всеми значимыми людьми того времени, которые так или иначе участвовали в политической жизни, от Билла Клинтона и Тони Блэра до всех членов ельцинского правительства. Получилось больше 60 медийных и мультимедийных программ, которыми сейчас насыщен «Ельцин-центр».
Мы всегда ищем драматургию в экспозиции. Драматургия — это то, что заставляет нас следить за повествованием и идентифицироваться с главным героем. А главный герой в экспозиции всегда есть, даже если он неочевиден. В «Ельцин-центре» главный герой, естественно, сам президент. Идея в «Ельцин-центре» очень простая — путь Ельцина от главы свердловского обкома, высокопоставленного советского аппаратчика, до превращения в либерального лидера, возглавившего демократические преобразования. От переезда Ельцина в Москву в эпоху перестройки и до момента его ухода. С одной стороны, это история одного человека, а с другой — история первой демократической декады страны. Возвращаясь к драматургии, последний зал в «Ельцин-центре» — реконструкция кабинета Ельцина, где он говорит свои знаменитые слова «Я ухожу. Я сделал все, что мог». Сам по себе этот зал не вызывал бы эмоциональной реакции, если бы посетители заходили в него просто с улицы. Но люди, которые проходят через всю экспозицию, пропускают через себя историю и часто выходят из этого зала со слезами.
Музейное проектирование — это многодисциплинарная история, поэтому мы построили необычную команду, состоящую из самых разных профессионалов, которая заточена под разработку музейных экспозиций: кинорежиссеры, писатели, архитекторы, технологи, программисты, дизайнеры. За последние пять-шесть лет мы выполнили много масштабных выставочных проектов: залы постоянной экспозиции в Еврейском музее и центре толерантности, постоянная экспозиция в пассажирском терминале нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, сложные мультимедийные инсталляции для компании Google, которые установлены в фойе офисов компании в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Лондоне, сложный медийный проект для парка «Зарядье» и т. д.
В «Зарядье» мы отвечали за разработку технологии производства контента для 4D-аттракциона «Полет над Москвой», который имитирует полет на вертолете над главными достопримечательностями столицы. Кресла в зрительном зале скоординированы с изображением на огромном сферическом экране. Мы снимали город сложным оборудованием, которое привезли из Лос-Анджелеса.
Последний наш музейный проект в Москве — выставка «Коридоры. Семь миров Высоцкого» в Еврейском музее и центре толерантности. Для музея еврейское происхождение Высоцкого стало поводом взяться за эту выставку, но фокуса на национальности не было. Это такая иммерсивная инсталляция по мотивам его песен.
Нам хотелось рассказать о мирах, созданных Высоцким, языком кинематографа. И мы превратили каждый из выставочных залов в застывший кинокадр. Поскольку корни у нас киношные, кино для нас — наиболее естественный способ существования и мышления. Художником на проекте выступал Андрей Понкратов, который работал над фильмами Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова. Он стал буквально соавтором экспозиции. За свет отвечал Влад Опельянц — один из самых талантливых российских операторов-постановщиков.
Сейчас все любят повторять слово «иммерсивность», но далеко не все понимают, что оно на самом деле значит. Посещение музея считается иммерсивным, поскольку вы физически находитесь в пространстве экспозиции, но нас ведь не интересует иммерсивность или погружение тела, мы же не в баню пришли и не в спа. Нас интересует погружение сознания. У музеев пока это получается плохо.
У кино получается хорошо. Когда герою на экране страшно, ты тоже вжимаешься в кресло. Потому что кино завладевает сознанием. Кино научилось заставлять зрителей идентифицироваться с главным героем, плакать, когда ему грустно, закрывать глаза, когда ему страшно, забывать про собственное существование в этот момент и два часа жить жизнью на экране. Наша задача при создании музейных экспозиций — найти тот язык и те инструменты, которые позволят нам настолько же увлекательно рассказывать истории и в музейных пространствах.
Фото: Олег Никишин
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru