Я учился на экономическом факультете СПбГУ. Еще на последнем курсе университета мне захотелось волонтерствовать. Тогда я узнал о проекте «Ночной автобус» благотворительной организации «Ночлежка». Это специально оборудованный микроавтобус, который пять дней в неделю выезжает на стоянки в разные районы города. А на стоянках волонтеры раздают бездомным горячую еду, необходимые средства гигиены и чистую одежду. Я присоединился к проекту.
После учебы я устроился на работу в банк маркетологом, но еще много лет продолжал ездить волонтером на автобусе. Параллельно я попробовал себя в других сферах благотворительности, но понял, что тема бездомности зацепила меня сильнее всего. Потому что бездомность — это абсолютное одиночество. А люди не должны оставаться с бедой один на один. Потому что бездомность — это двойная несправедливость: ты не только оказался в очень тяжелой ситуации, без крыши над головой, но еще и общество тебе разными способами говорит, что ты наверняка сам так захотел.
В 2010 году я понял, что хочу уйти в некоммерческую сферу с головой. Я планировал открывать свою организацию, но совершенно случайно встретил на Невском приятельницу, которая шла под ручку с некой девушкой. Девушка оказалась Зоей Соловьевой, тогдашним директором «Ночлежки». Я стал ей задавать всякие вопросы про работу некоммерческих организаций, держа в уме создание собственной. А она на меня внимательно посмотрела и позвала работать в «Ночлежку» координатором «Пункта обогрева» — это такая большая отапливаемая палатка, где бездомные могут ночевать зимой. Спустя полгода Зоя уехала в Германию, и директором выбрали меня.
В Санкт-Петербурге «Ночлежка» существует с 1990 года.
В Питере мы работаем сразу в нескольких направлениях: прачечная, душевая, реабилитационный приют, консультационная юридическая служба. Но для того, чтобы запустить последние два направления, необходимо, чтобы город выделил помещение. Мы не сможем снять площадь для этих проектов по коммерческой цене. Это было бы так же странно, как если бы помещение арендовала больница. И поскольку мы никак не можем получить подтверждение от чиновников — уже больше полугода ведем переговоры, то решили начать с «Культурной прачечной». Помещение нужно небольшое, мы запускаем этот проект совместно с фондом «Второе дыхание» и сможем потянуть его на коммерческой основе.
«Культурная прачечная» — место, где любой бездомный или нуждающийся сможет бесплатно постирать и высушить свои вещи. Она будет включать в себя восемь стиральных и сушильных машин, плюс одну душевую кабину.
Помещение для нее мы искали больше месяца. Найти было непросто. Мы изначально ориентировались на отдельное здание, желательно окруженное забором. Кроме того, у нас было дополнительное требование по мощности — стиральные и сушильные машины жрут довольно много, больше 40 киловатт. Еще важно, чтобы помещение было доступно для бездомных, было относительно недалеко от центра. Ведь бездомные передвигаются в основном пешком. И, конечно, у нас был определенный бюджет, в рамки которого мы должны были уложиться.
Мы нашли подходящее здание в Савеловском районе, недалеко от метро «Динамо». И столкнулись с сильной негативной реакцией части местных жителей, которые напрочь отказываются соседствовать с прачечной. Для нас это стало большой неожиданностью. Мы всегда тщательно выбираем места для проектов. Я бы еще понял, если бы такую реакцию вызвали «Пункты обогрева», куда действительно приходят самые разные люди. Но разговор ведь идет о прачечной, куда приходят люди, которые следят за собой. О проекте, который улучшает среду вокруг себя, а не наоборот.
У тех, кто выступает против проекта, разные точки зрения, но мы очень надеемся, что нам удастся всех убедить, что прачечная не нанесет никакого вреда.
Возможно, стоило изначально обсудить открытие прачечной в Савеловском районе с местными жителями, но я не понимаю, как это сделать технически. Куда бы мы не пришли, в каком бы районе не попытались начать такой разговор, часть людей всегда будет против. Но это ведь не значит, что такие проекты не должны существовать совсем. С юридической же точки зрения открытие прачечной не нужно ни с кем согласовывать. Это обычные услуги.
Если судить по нашему питерскому опыту, в прачечную в основном приходят люди, оказавшиеся на улице недавно, которые воспринимают это состояние как временное. Они пытаются выбраться, снимают койку в общежитии. Кто-то неделю назад приехал на заработки и пока все сложно с работой, негде постираться. Небольшая часть посетителей — малоимущие люди, у которых дома нет стиральной машины. И мы им, конечно, тоже не отказываем.
Бездомные — очень стигматизированная группа людей. Это происходит от недостаточной информированности населения и страха всего чужого и непонятного. Такие же истории с протестами местных жителей против социальных проектов случались и в других странах. Но на 20, 30, 40 лет раньше.
Среди возражений жителей Савеловского района я часто слышал о возможности заразиться туберкулезом вблизи прачечной. Но риск заразиться туберкулезом гораздо выше в общественном транспорте, чем в прачечной, где мы следим за порядком и работают приборы очистки воздуха. Ни на одном из наших проектов никогда не случалось никаких эпидемий.
Похожая история была с открытием детского хосписа фонда «Вера». Там тоже были протесты местных жителей. Увы, всегда есть люди, которым на некоторые грани нашей жизни смотреть не хочется. Но на самом деле мы все будем защищены, если вокруг будут ночлежки, хосписы и прочие проекты, которые делают среду вокруг лучше.
Я хочу сказать огромное спасибо всем людям, которые нас поддержали так или иначе. И тем, кто поддерживает уже много лет, или тем, кто подключился совсем недавно. С вами у нас точно все получится. И огромное спасибо всем критикам, которые способны вести конструктивный диалог.
Фото: Олег Никишин
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru