Я родилась и выросла в Астрахани и всегда была страшным патриотом родного края. Патриотизм мой подогревался периодическими визитами в Москву — я приезжала в холодный северный город из места, в котором десять месяцев в году светит солнце, а весна начинается в марте. В Астрахани я получила диплом врача-педиатра (и почти не работала по профессии, оказалось, не мое), а потом и второй — в области туризма, досуга и культуры.
И тут уже начала сознательно работать по специальности. Мы организовывали охоту и рыбалку, и от этой работы я начала чувствовать отдачу. Дело даже не в благодарности, а в переменах, которые происходят с людьми — они приезжают к тебе с одним выражением лица, а уезжают с другим — отдохнувшие, довольные, накупавшиеся. А потом они возвращаются! Еще тогда я поняла, что работа с людьми, оказание им услуг — это мое. Это настолько приятно, что я это не променяю ни на что другое. Я занималась всем, от рекламы и продаж до приема гостей на месте.
В Москву я попала по любви. Просто вышла замуж. Мой супруг работал в крупной компании, и у меня не было никакой необходимости работать, так что я занималась домом. А это такая работа, которая дает много возможности ходить и выбирать продукты — для рынка и магазина. Можете себе представить, что увидела в Москве астраханка? Пластмассовая кулинария! Невкусные овощи! Свежая рыба по цене золота! Нормальные продукты были на рынках и в фермерских лавках, но цены были ненормальные. Все время хотелось спросить: а почему это стоит тысячу, а не, например, десять? Очень не хватало места, где любили бы качественную еду и держали для клиента приемлемые цены.
Открыть магазин меня сподвиг мой супруг. В компании, где он работает, он уже стал отвечать за отдельное направление деятельности на территории всей страны. И осознал, что наступает такой момент, когда надо для себя решить — либо работаешь по найму до конца жизни, либо используешь последний шанс делать что-то свое. Честно скажу, конкурентов мы тогда особо не видели — по-настоящему свежей едой с маленькой наценкой тогда не торговал никто. Нам хотелось, чтобы мы были местом, в котором можно и закупиться, и перекусить, и выпить кофе: это сейчас такое везде, а тогда мы видели примеры только за рубежом, оттуда идеи и привозили. Магазин на углу — для своих, где при этом рады всем. Всему учились вместе, сами.
Я помню, когда начала работать, поразилась тому, насколько сильно эта работа зависит от человеческого фактора. Один человек в лепешку расшибется, чтобы привезти тебе все свежим и только лучшее. Другой слышит, что магазин в Москве — и сразу задирает цены в три раза. И поэтому мы покупаем арбузы у поставщика в Краснодаре и осетрину у поставщика в Астрахани. Потому что совершенно точно знаем, у кого есть профессиональная совесть, а у кого нет.
Почему я работаю в торговом зале? Потому что я все должна делать сама. Я сама всему училась, сама все делала и должна сама за всем следить. Это нормальная ситуация — когда у тебя есть собственное производство, очень сложно переложить все на кого-то и идти домой. Я, кстати, и готовлю сама, в том числе и пироги, которые мы здесь продаем. Для меня это очень специальная и личная история — мой супруг сделал мне предложение после того, как я испекла ему пирог с палтусом.
Можно ли разбогатеть с небольшим продуктовым магазином? Наверное, можно. Особенно если задирать цены на то, чего нет у других. Мне куда важнее, обобщенно говоря, вернется ли ко мне моя пожилая покупательница из соседнего дома, которой я вчера дала на пробу кусок запеканки с брокколи. Мне куда важнее открыть еще один «Хлеб с маслом», что мы скоро, надеюсь, и сделаем.
Фото: Варвара Филиппова