, 4 мин. на чтение

Это мой город: арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова

О многослойности района Автозаводской, о вежливых москвичах и о фестивале NET.

Я родилась…

В городе Баку. Жарком и очень ветреном. Жила там до шестнадцати лет, пока не приехала в Москву и не поступила на театроведческий факультет ГИТИСа.

Сейчас живу…

На улице Автозаводская. Это район непростой, многослойный. Он не сразу раскрывает все свои секреты. Когда я переехала туда в начале нулевых, для меня он был просто районом сталинских домов неподалеку от ЗИЛа. Но когда начинаешь гулять по окрестностям, понимаешь, что в двух шагах от тебя находится то, что осталось от Симонова монастыря. Если пройти от этих остатков налево по тропиночке, то прямо на территории завода, на месте бывших цехов, ты увидишь потрясающую церковь, где по легенде похоронены Пересвет и Ослябя.

А если пойти направо, то увидишь ДК ЗИЛ по проекту братьев Весниных, вроде бы построенный на месте бывшего погоста Симонова монастыря. И еще где-то же должен быть пруд, в котором утопилась бедная Лиза… Постепенно постигая тонкости топонимики и исторических пластов и исторических же трагедий здешних мест, начинаешь понимать, что этот район куда необычнее и интереснее, чем показался в первый момент. Сейчас тут, по логике развития мегаполиса, происходит джентрификация. Неподалеку громоздится ЗИЛАРТ. А во времена Сергея Капкова тут, особенно в ДК ЗИЛ, кипела бурная интеллектуальная жизнь. Сейчас, правда, она несколько притихла, но я не теряю надежды, что она возродится.

Мой любимый район в Москве…

Замоскворечье. А особенно Большая Ордынка и стоящая в ее конце, ближе к Садовому кольцу, Марфо-Мариинская обитель. Но когда приехала в Москву в шестнадцать лет, я любила ее всю, я шла по бульварам и испытывала невероятное счастье. Я думала, что лучше города нет на свете, потому что тут театры на каждом шагу и живут много умных людей. Если бы я посмотрела на тот город сегодняшними глазами, наверно, мне мало что в нем понравилось бы. Но в тот момент у меня была юношеская эйфория просто оттого, что я оказалась в центре творческой и интеллектуальной жизни.

Мой нелюбимый район в Москве…

Не люблю джунгли со множеством девелоперских многоэтажек, которых становится все больше и больше. Никогда не решилась бы переехать в такой дом.

Место в Москве, в которое всегда собираюсь, но никак не могу доехать…

Никогда не была в двух местах. Одно из них, как ни смешно, это Мавзолей. И второе — «Нехорошая квартира». Музей Булгакова. Вроде бы было множество причин и оказий туда зайти, но оно для меня какое-то заколдованное. Как Кремль для Венички Ерофеева.

Сходство и различие москвичей с жителями других городов…

В Москве почти никто не говорит на иностранных языках. Официанты в ресторанах в самом центре города в лучшем случае могут связать три слова, а иногда ни одного. Поразительно. Причем по всем остальным приметам Москва вполне продвинутый европейский город. Пресловутой недоброжелательности тут становится все меньше и меньше. Народ стал более открытым, готовым помочь, показать, как куда-то пройти. В этом смысле я уже не вижу принципиальной разницы между Москвой Парижем, Берлином или Нью-Йорком.

В Москве лучше, чем в Париже, Лондоне и Нью-Йорке…

В чем- то лучше, в чем- то хуже. По одному параметру сравнить невозможно. В Москве много дешевого такси, чуть ли не круглосуточно работают магазины и аптеки. Тут нет проблем с шопингом в выходной день. А в Берлине или Вене есть. Нью-йоркская подземка объективно страшнее московской. Там давно пора сделать ремонт. Но при этом в любом парижском (берлинском, венском) супермаркете я покупаю вкуснейшую еду за очень небольшие деньги. Чтобы приобрести еду такого качества в Москве, я должна денег потратить в пять раз больше. При этом средняя зарплата москвича куда ниже средней зарплаты венца или парижанина.

В ресторанах бываю…

Для меня, что находится рядом с театром, то и хорошо. Вся моя жизнь, связанная с ресторанами, связана с локацией театров. Скажем, в кафе «Март» или ресторане «У Корша» я бывала гораздо чаще, чем где бы то ни было. «У Корша», кстати, очень вкусные сырники..

В Москве за последнее время изменилось…

Городская среда изменилась. Признак цивилизованности любого города то, насколько небо застилают провода между столбами. Сейчас их все убрали. Это бросается в глаза. И вайфай в метро радует. И широкие тротуары тоже. Широкие улицы, пандусы для чемоданчиков, фудкорты, станции МЦК. Все эти положительные сдвиги, урбанистику с европейским таким присвистом я не могу не замечать. Но параллельно с этим происходит снос исторических памятников, высотная застройка, уничтожение самого духа Москвы, которая, как и все города, не может быть везде прилизанной и припомаженной. В ней сейчас, несмотря на все положительные сдвиги, не осталось той обаятельной неряшливости, которая делает любой город живым.

Зову на фестиваль NET, потому что…

Фестиваль юбилейный, ему двадцать лет. Двадцать лет мы пытаемся объяснить зрителю, что такое современный европейский театр, как он захватывает новые территории, как расширяются его границы.

Абсолютный хит программы и главное блюдо NET-2018 — Кристоф Марталер. Его спектакль, как обычно, с длинным названием — «Мы берем это на себя» (театр Шаушпильхаус, Цюрих). Все постановки этого режиссера образуют огромный цикл про причуды современного общества. В данном случае под музыку Вагнера и Элтона Джона на сцене предстанет банковский мир.

Постановка эстонского Театра No.99 «Грязь», недавнего лауреата престижной премии «Европа — театру», формально навеяна, как утверждают авторы, «Мелким бесом» Федора Сологуба. Но угадать это зрителю будет непросто, потому что слов в спектакле почти нет. Герои помещены в стеклянный куб, внутри которого реальная грязь, здесь они поют, танцуют, радуются и страдают в течение двух часов.

На фестиваль в этом году мы наконец привозим Марту Гурницку, важнейшего персонажа современного польского театра, и спектакль «Гимн любви». Эмоциональное зрелище с мощной энергетикой создается действиями единого хорового «тела».

Каждый показ спектакля «Белый кролик, красный кролик» по пьесе Нассима Солейманпура уникален. Перформер получает текст пьесы за сорок минут до начала спектакля. И фактически спектакль создается им прямо на сцене — здесь и сейчас. Текст «Белого кролика» уже читали в разное время Вупи Голдберг, Стивен Фрай, Джон Херт, Майкл Шеннон. Сейчас мы выбираем, кто будет героем спектакля в Москве.

Фестиваль NET (Новый европейский театр) пройдет с 30 ноября по 20 декабря.

Фото: Евгения Гершкович