О праздновании Нового года в одиночестве во дворе детства, рае для детей на «Автозаводской», скучных сетевых ресторанах и X Фестивале виолончельной музыки Vivacello.
Я родился…
В Новогиреево. Но бабушка с дедушкой жили в Большом Кондратьевском переулке, недалеко от метро «Белорусская», туда же вскоре переехали и мы с мамой, так что воспоминаний о Новогиреево у меня осталось мало, а вот Пресненский район — это была моя вотчина. Садовое кольцо — «Маяковская» — площадь Восстания — улица Баррикадная по Красной Пресне до 1905 года — Пресненский Вал, переходящий в Грузинский, до «Белорусской» — и от «Белорусской» по улице Горького… Это была «моя деревня». А в соседнюю «деревню», за пределы этого периметра, я не ходил. Да и времени не было — надо было на виолончели играть…
Мне очень повезло: в Большом Кондратьевском были и мой детский сад, и моя начальная школа, все было рядом с домом бабушки и дедушки. Компактно так. Несколько лет назад я даже специально пошел один в мой бывший двор встречать Новый год — не от плохой жизни, а чтобы проникнуться. Застолье, речь президента — это все как-то отвлекает. А хочется сосредоточиться, подвести итоги, подумать о будущем. Семье я сказал, что иду в гости, а сам в Большой Кондратьевский, в родовое, можно сказать, гнездо. Святые места. Дедушки с бабушкой давно нет, квартиру эту продали еще раньше… Но мы до сих пор время от времени собираемся с моими здешними друзьями и однокашниками — выпускниками 22-й спецшколы.
Сейчас живу…
В районе Университетского проспекта — уже лет шесть. Не знаю, как здесь было раньше, но сейчас мне очень нравится. Прекрасный зеленый район, я тут бегаю. С одной стороны, ты вроде в городе, но при этом можно — пешком, бегом, на велосипеде, как угодно — до самого центра добраться, ни разу не выходя на проспекты. Воробьевы горы, Крымский Вал, парк Горького, Нескучный сад, «Музеон», Бульварное кольцо… такой зеленый пояс. Дворец пионеров — там вообще какой-то Гайд-парк, сплошные овраги. На смотровой площадке и вокруг университета — просто лес. Очень хорошо гулять. Зимой — на лыжах.
Люблю гулять…
По центру сейчас приятно прогуляться. С друзьями встречаюсь в основном в центре. Друзья у меня делятся на две категории: музыканты и немузыканты, но независимо от категории в основном у всех все сосредоточено в районе Никитской и Никитского бульвара. И там много симпатичных заведений. Поэтому, назначив встречу на Никитской, почти наверняка увидишься с кем-то еще, а потом еще, и неизвестно, куда тебя в итоге заведет эта череда встреч.
Нелюбимый район…
Таких, пожалуй, нет. Сейчас везде становится, по-моему, неплохо. Хотя, помню, мне как-то довелось ехать через Гольяново — и было как-то страшновато. Вот там я бы не рискнул гулять. А по молодости лет моя личная жизнь как-то складывалась в основном по зеленой ветке — туда девушек провожал. Речной, Домодедово… Попадались мрачноватые районы, например Царицыно, но сейчас это прекрасный район. Борисовские пруды — и опять же, сейчас там прекрасно. Понастроили разных парков и торговых центров, чтобы люди имели возможность у себя в районе культурно отдохнуть. Недавно мы с друзьями были в каком-то торговом центре на «Автозаводской» — там просто рай для детей! И для взрослых масса придумок, какие-то квесты круглосуточные. Так что идея децентрализации города, на мой взгляд, была, в общем, правильная.
В бары и рестораны хожу…
Что вышеупомянутая Никитская предлагает, туда и ходим. «Маяк», конечно, это навсегда. Раньше ходили еще в ЦДЛ, теперь не ходим. А еще в Кинотеатре повторного фильма была классная атмосфера, такой советский дизайн, но потом какие-то рэкетиры выгнали оттуда владельцев… Сейчас много стало кругом каких-то одинаковых американских сладостей, сетевых заведений — это мне не очень нравится. Еще, говорят, «Рюмочная» на Большой Никитской закрылась — пишут, что на ремонт; но мы протестуем. Требуем ее скорейшего открытия. На Чистых прудах был прекрасный ресторан «Ностальжи» — тоже закрылся…
Новое для меня место, чем-то похожее на Питер, на Чистых: Хохловский переулок, Чистопрудный бульвар, весь этот район прекрасный. «Петрович» и прочие симпатичные заведения… Жалко, когда закрываются хорошие места, которые существовали десятилетиями. Радует, когда новые места открываются, сохраняя традиции. В Москве вообще-то такая культура общепита, что либо не подступиться — так все напыщенно и дико дорого, причем неоправданно, либо сетевые — и ты уже знаешь, чего ждать, и уже неинтересно. Мало мест с выдумкой. Вот в Питере ситуация обратная. Идешь по улице — о! надо сюда зайти, и сюда, и сюда… И дизайн какой-то занятный, и названия прикольные, и атмосфера душевная. А в Москве то опасаешься, что фейсконтроль не пройдешь и тебя выставят вышибалы, то с инструментом не пускают, то настойчиво предлагают сдать вещи в гардероб. Сервис далеко не всегда однозначно хорош, так что ходишь в проверенные места.
Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Сегодня вот прибыл на Курский вокзал, подъезжая, посмотрел в очередной раз на Artplay— выглядит очень круто и креативно, как-то очень хочется там погулять. Прошлой зимой наконец добрался в «Сокольники» — до этого меня никак туда не заносило. Теперь вот хочу посмотреть, что происходит с Филевским парком — наверное, тоже много всего интересного.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Не могу сказать, что я, будучи москвичом, являюсь фанатом здешнего контингента. Мне бы хотелось, чтобы наш город всегда выглядел так, как во время чемпионата мира по футболу. Много радостных, без комплексов, лиц, как это бывает в Лондоне в пятницу и субботу вечером, какой-то прекрасный дух свободы, по-хорошему безбашенной анархии. Хотелось бы, чтобы туристы приезжали и не ходили группами под зонтиком. Очень многие приезжают в Москву на заработки, и это превращает здешнюю жизнь в гонку на выживание. Все говорят про бешеный ритм в Москве, но я его чувствую, только когда я за рулем. А так в основном ты замкнут в своем кругу, а он у меня везде более или менее одинаков.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже или Лондоне…
Москва — очень просторный, широкий город. Имперские проспекты, прекрасная иллюминация. Наверное, столица такой и должна быть. Конечно, все эти сезонные украшения города… ну, в общем, это дело вкуса, кто-то недоволен, кому-то нравится. Но правы те, кто говорит, что, стоит лишь немного отъехать от Москвы, всех этих красот днем с огнем не найти, и что в окраины тоже неплохо бы инвестировать. Москва шикует, что называется, не по карману. Но если не вдаваться в подробности и истоки, то выглядит город в целом красиво. И здесь еще остались какие-то заповедные уголки — хотелось бы, чтобы они такими и остались, а если бы менялись, то бережно и аккуратно.
В Москве изменилось…
Появилось много приятных точек, мест, пешеходных зон, разных интересных пространств. Транспортная система сильные изменения претерпела — ну, это статистики должны потом проанализировать, что и как и насколько это результативно. Пока эти изменения идут — все недовольны, а на выходе — вроде красиво стало. Время, конечно, покажет, но света много, ходить приятно стало, на машине едешь — тоже приятно, и на велосипеде.
Что касается культурной жизни — тоже очень много всего: новые залы, галереи, клубы, везде концерты, выставки… Мне все эти изменения, по большому счету, нравятся.
В этом году международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello состоится уже в десятый раз…
Уже сам факт того, что фестиваль проводится в десятый раз, говорит о многом — значит, это кому-то нужно. Это уже достижение. К нам за эти годы приехало много музыкантов, которые до этого никогда не выступали в Москве — или выступали уже очень давно, и московская публика может услышать выдающихся исполнителей и сравнить их с теми, кто уже, скажем так, приелся, как, например, ваш покорный слуга.
В программе этого года особенно важно…
К каждому фестивалю Vivacello пишется специально какое-то новое сочинение, это важный для нас момент: мы таким образом способствуем пополнению виолончельного репертуара. Среди тех, кто уже посвятил фестивалю свои произведения, такие авторы, как Кшиштоф Пендерецкий, Алексей Рыбников, Вангелис, Антони Жирар, Павел Карманов, Александр Розенблат. В этом году ключевое событие — мировая премьера сочинения Гии Канчели, который в свои 83 года нашел силы и время, чтобы написать для нас произведение крупной формы — концерт «Т — S — D» для виолончели с оркестром. Он прозвучит в программе концерта-открытия фестиваля 11 ноября в «Зарядье». А еще мы приглашаем всех московских виолончелистов — порядка ста человек будут задействованы в Фестивальном виолончельном оркестре, выступление которого состоится на том же концерте 11 ноября. Это тоже довольно уникальный, по редкому поводу собирающийся состав, дирижировать этим действом будет Давид Герингас, как и на первом нашем фестивале десять лет назад. Этим мы уж точно надеемся удивить слушателей.
14 ноября у нас будет прекрасный концерт камерной музыки в Концертном зале имени Чайковского. В нем примут участие молодые солисты с мировой известностью, настоящие звезды — замечательные скрипачи Кристоф Барати и Борис Бровцын, альтист Максим Рысанов, виолончелист Данжуло Ишизака, пианист Филипп Копачевский. Этот концерт ни в коем случае нельзя пропускать, а мне он доставит еще и огромное личное удовольствие от того, что я встречусь с ними в жизни и на сцене, поскольку в таком составе мы не играли еще ни разу. Этот концерт мы на следующий день повторим в Петербурге в рамках Культурного форума. Кстати, за пределы Москвы Vivacello выберется впервые.
17 ноября в Мультимедиа Арт Музее выступит немецкий дуэт Deep Strings: изумительный виолончелист Штефан Браун, который играет на этом инструменте в совершенно необычном жанре — импровизация, джаз, фьюжн, рок, электроника и вообще все что угодно, и его жена Анне-Кристин Шварц, она тоже играет на виолончели и поет. Это будет очень красивый концерт. Спешите купить билеты, зал маленький! Так же, как и 21-го числа — малый зал «Зарядья», где в первом отделении будет звучать виолончельная музыка Баха, а во втором мы покажем, как прекрасно она ложится на джаз. Такие опыты музыкантами, в принципе, уже предпринимались, но программа, которую сделал Леонид Винцкевич, уникальна. Недавно мы проехались с этой программой по пяти российским городам в рамках фестиваля «Джазовая провинция», и везде люди подходили с совершенно восторженными отзывами и «в воздух чепчики бросали». В скором времени мы запишем диск с этой музыкой, и это какой-то неоценимый для меня опыт, очень этого жду.
И, наконец, закрытие фестиваля. 23 ноября в Концертном зале Чайковского будут звучать знаменитый Тройной концерт Бетховена и симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса для виолончели, альта, симфонического оркестра — и чтеца. Тут мы пошли на небольшой эксперимент, включив сюда художественное слово: известный актер и мой большой друг Артур Смольянинов будет читать отрывки из книги Сервантеса «Дон Кихот», чего на моей памяти никто еще не делал. А странно — в произведении Штрауса есть конкретные названия вариаций с обозначением того, что происходит в этот момент. Думаю, у нас должно получиться очень здорово.
В этом году впервые концерты фестиваля пройдут в концертных залах «Зарядья»…
Я пока там не был, но отзывы слышу самые хорошие. И выглядит зал, конечно, совершенно бомбически. Жду встречи с этим прекрасным местом.
На какие концерты обязательно нужно попасть…
На все. Вот если бы наш фестиваль проходил, как я мечтаю, три недели, и каждый день в его программе было бы по пять событий — я бы тогда мог выделить какие-то highlights. Но поскольку у нас всего пять вечеров, то мы вкладываем всю душу, чтобы эти вечера были топового уровня. Так что я советую прийти на все наши концерты, тем более что они все очень не похожи друг на друга. Каждый раз это какие-то уникальные сочетания музыкантов и программ, премьеры и редко исполняемые вещи. В любом случае это будет праздник музыки и со всего мира съедутся лучшие виолончелисты, да и не только виолончелисты.
Если кто-то не сможет попасть на концерты…
Трансляции будут вестись на странице фестиваля в фейсбуке и сайте филармонии meloman.ru. Но, конечно, живьем все это звучит и выглядит несравнимо лучше.
Фестиваль виолончельной музыки Vivacello пройдет с 11 по 23 ноября.
Фото: из личного архива Бориса Адрианова