Это мой город: режиссер Александр Прошкин
О кинематографичности Москвы, «Холодном лете 53-го» и витальности нынешнего лета.
Я родился…
В Ленинграде и прожил там на улице Герцена, уже в Петербурге снова ставшей Большой Морской, детство, отрочество, юность и немного молодости. Так они и прошли возле Исаакиевского собора.
Сейчас живу…
В Москве — последние полвека, но питерские гены неистребимы.
Люблю гулять…
Вдоль реки у Воробьевых гор, Краснопресненской набережной, Большого Каменного моста — ностальгия по Стрелке Васильевского острова, Фонтанке, Финскому заливу.
Мой любимый район в Москве…
Люблю старые московские переулки Замоскворечья, Пречистенки, Арбата и Басманной.
Мой нелюбимый район в Москве…
Бывшие промышленные удаленные районы, безликие и монотонные.
В Москве я бываю…
В разных местах, а живу у Тверских-Ямских и Миусского сквера, куда постоянно тянет на прогулки наша собака.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Доехал, куда хотел.
Главное отличие москвичей от жителей других столиц…
Они говорят по-русски, но не всегда охотно и приветливо отвечают в отличие от тех же питерских.
В Москве изменилось…
Многое, и это вызывает противоречивые чувства. Эклектичная точечная застройка ломает облик города, скороспелые небоскребы торчат уже тут и там, взрывая архитектурное пространство, эта беспрестанная модернизация исторических площадей: качели, киоски, арки с гирляндами. С другой стороны, высаженные на улицах деревья, новые парки, открытые террасы кафе, заполненные молодыми людьми, очень красивыми девушками, — это придает городу витальность. Москва, как любая столица — живой, бурлящий энергией город, притягивающий к себе кинематографистов.
Москва — кинематографичный город?
Поскольку я в основном снимал исторические фильмы, съемки в Москве проходили с большими сложностями. Старую Москву иногда приходится снимать в Питере или Ярославле. Когда необходимо зафиксировать знаковые московские места, нужно совершать подвиг. К примеру, в финале «Холодного лета 53-го» пришлось остановить движение и перекрыть Яузский бульвар, пустить послевоенный трамвай. Место съемки определил помпезный дом сталинской архитектуры с двумя монументами и аркой, где вполне мог жить герой Папанова, крупный инженер, до того, как попал в ГУЛАГ.
Финальный эпизод «Холодного лета 53-го» родился…
На съемочной площадке, его не было в литературном сценарии: среди снимавшихся в массовке я увидел седого человека с печальным отрешенным лицом. Такие лица, которые выделялись на фоне уличного потока, встречались мне в Питере после 1956 года — лица тех, кто вернулся из лагерей. Мимолетная встреча на бульваре, короткое прикуривание, и две фигуры с одинаковыми картонными чемоданчиками молча расходятся в разные стороны.
«Холодное лето 53-го» могло и не выйти в прокат…
Поначалу сценарий Эдгара Дубровского, называвшийся «Танец поденок» и предложенный мне Арменом Медведевым, тогдашним руководителем Госкино, представлял собой довольно традиционный детектив. Вместе с автором мы подвергли его серьезным изменениям, в результате фильм мог бы и не добраться до экрана. Владимир Меньшов, руководивший тогда мосфильмовским объединением, собрал общественный авторитетнейший худсовет: главный редактор «Московских новостей» Егор Яковлев, писатель и драматург Рустам Ибрагимбеков, литературовед и критик Владимир Лакшин, офтальмолог академик Святослав Федоров. Яковлев забрал картину и показал ночью в редакции. Наутро вышла статья Александра Минкина, после которой фильм стал «неубиваемым».
Важнейшую роль в судьбе фильма сыграла твердая позиция Армена Медведева. В конце года картину показали в закрытых клубах (в том числе в КГБ), а в следующем, 1988 году она вышла в прокат, который оказался поистине широким — фильм посмотрели 50 миллионов человек. Такое было время общественного подъема. Сейчас другое время и другой зритель: он помолодел и в массе своей ждет от кино развлечений и аттракционов. Кино перестало быть существенным в формировании смыслов общественного сознания. Впрочем, это общемировая проблема.
30-летие выхода в прокат «Холодного лета 53-го» будут отмечать на кинофестивале «Восток-Запад» в Оренбурге (24–30 августа), где Александр Прошкин также проведет кастинг для своего нового фильма.
Фото: vokrug.tv