Это мой город: режиссер Игорь Волошин
О любимой Таганке, работе в Noor Bar, искусственной суете Москвы и своем новом фильме «Подвал».
Я родился…
В городе Севастополе, в Крыму.
Сейчас живу…
С 1998-го — в Москве. Поступил на высшие режиссерские курсы при ВГИКе, на факультет дополнительного профобразования. Я люблю Москву, не перестаю ей восхищаться. Даже вчера, когда я ехал домой ночью с освоения объектов, вновь любовался городом. И потом, когда ты переезжаешь в город, где есть индустрия, ты не можешь вернуться обратно. Я бы с радостью жил у моря, но там нет кинопроизводства.
Я люблю гулять…
На Таганке, где и живу. Выходишь, идешь по Радищевской или по Гончарной и спускаешься к высотке, она остается слева, и попадаешь прямо на Солянку. С Солянки наверх на Маросейку. Или можно уйти направо в Хохловский переулок. И там старая Москва, китайгородская, еще с вполне убитыми домами. Там еще остались купеческая нетронутая фактура и дворы, где можно увидеть деревянные сараи, принадлежащие жителям невысоких домов. Я люблю Дровяной переулок на Таганке, Подсосенский на Китай-городе, улицу Солженицына. Мне нравится, что ты можешь видеть город и глаз не цепляется за бутики, кафешки на первых этажах.
Мой любимый район…
Таганка, Китай-город, часть между Чистыми прудами и Ильинкой.
Нелюбимый район…
Так, чтобы нелюбимого, нет, но меня напрягают участки города, где отсутствует архитектурный замысел. Например, я не понимаю Щелчок. Там какой-то хаос. Но у меня там живут друзья, и это сглаживает мои впечатления.
Любимые бары и рестораны…
Бываю редко. Если я скажу, это, конечно, смешно будет для тусовщиков. Это Noor Bar. Это какой-то улей для всех, все его знают, все в нем бывают. Я бываю там по одной причине — чувствую себя там как дома. Потому что совладелец — мой друг, которого я знаю ровно с того года, когда приехал в Москву. У него тогда еще не было никаких баров. Noor — это место, где я могу сесть в комнатку и писать, такая негласная мастерская.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Я помню, когда ты приезжаешь в Москву, первое удивительное чувство — ты с вокзала заходишь в метро, и оно пахнет. У метро есть свой запах. Я все время у москвичей пытался это выяснить, и оказывается, они его не чувствуют. А потом мне кто-то объяснил, что это какое-то масло для поездов. И когда я стал тут жить, я тоже перестал его чувствовать. Мое первое впечатление от москвичей, что они очень собранные люди, и все куда-то бегут. И удивился, как же много людей живет в Москве.
Самое крутое описание москвичей дал Солженицын в книге «Один день Ивана Денисовича»: «Они как-то все собираются в кучки и начинают лопотать о чем-то совсем-совсем своем. И друг друга понимают с полуслова». Существует какой-то ритм, московский ритм. И приезжий человек мутирует в это состояние. А еще, конечно, москвичи склонны к гордыне. Все остальные — за орбитой, а мы — москвичи.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже и Лондоне…
Безусловно, ментальность, открытость и самопожертвование людей. Но я могу сказать, что люди везде кайфовые. Но вот, наверно, только в Москве ты можешь за полчаса стать кому-то суперродным.
Москва изменилась…
Жалко, что не существует больше журнал «Большой город». Но в целом в Москве стало как-то человечней, как мне кажется, когда сюда хлынул народ из разных городов, да и хипстерская культура изменила многое. «Человеку нужен человек» — как у Тарковского. Город стал точно лучше. Радует то, что убрали бесконечные ларьки, которые создавали какой-то «купи-продай» хаос.
Я бы хотел изменить в Москве…
Я думаю, нам не хватает кинотеатров под открытым небом. А еще Москве не хватает спокойствия. Ты с кем-то встречаешься и чувствуешь, что времени ни у кого не хватает. Но на самом деле, мне кажется, это застарелая метафизическая ошибка, потому что на самом деле времени хватает. Эта суета довольно искусственная.
Мне дорог мой новый фильм «Подвал», потому что…
Я получил бесценный опыт, который больше никогда не повторится. Я открыл другие возможности в профессиональном, человеческом смысле. «Подвал» для меня о том, что человек до конца не знает, кто он на самом деле. И лучше бы задуматься об этом до того, как к этому вопросу подведут обстоятельства. Главный герой «Подвала», к сожалению, начинает понимать себя и в итоге становится человеком, пройдя страшные испытания. Еще фильм о том, что нужно смотреть не только по сторонам, но и на человека прямо перед тобой.
Фото: @mashaenatskaya из личного архива Игоря Волошина