Красота, талант, обаяние, а главное, прекрасный, совсем не звездный характер — это редкое сочетание привело к тому, что Любовь Орлову любили все, в том числе и судьба.
Орлова была типичной «девочкой из хорошей семьи»: отец и мать принадлежали к дворянским фамилиям, дружили с Шаляпиным и состояли в родстве с Львом Толстым. Люба получила классическое дворянское воспитание — говорила на французском и немецком, училась в консерватории по классу фортепьяно, пела, занималась хореографией.
Впрочем, на вершину славы юная Орлова не рвалась. Шесть лет служила тапером в кинотеатрах Москвы, а потом — в кордебалете оперетты. Самый страстный роман в ее жизни случился с первым мужем — Андреем Берзиным, крупной фигурой в Наркомате земледелия. Они поженились в 1926 году, но уже в 1930-м семейное счастье закончилось — Берзина арестовали, буквально вынув из супружеской постели. Это так потрясло Орлову, что с тех пор она могла засыпать только в одиночестве.
После ареста мужа Орловой пришлось самой кормить семью, и вот тут она впервые задумалась о карьере. Ее первой крупной ролью стала Перикола в опере-буфф Оффенбаха. Но самой прокладывать путь в театре ей не пришлось. В 1933 году ученик Эйзенштейна Григорий Александров начал снимать фильм «Веселые ребята». Актрисы на роль главной героини не было. На кастинг пришла Орлова, которой в то время был уже 31 год. «Где ты нашел эту старую калошу?» — поинтересовался Утесов: Анюте в фильме было всего 18. Александров Орлову забраковал, но все-таки пошел в Музыкальный театр, чтобы увидеть ее в «Периколе». И был просто сражен. Роль Орловой была немедленно увеличена за счет сцен с Утесовым.
Роман актрисы и режиссера начался на съемочной площадке и в 1935 году завершился браком, который длился до смерти Орловой в 1975-м. Звезда Любови взошла стремительно и держалась опытными руками мужа. Александров буквально лепил Орлову. Отрабатывался каждый жест, поворот головы, костюмы и расстояние до камеры. Образцом служила Марлен Дитрих, фильмы с участием которой в тот момент видели только крупные кинематографисты на спецпоказах. Так появились цилиндры Орловой, ее прически и наряды — все это Дитрих. Но именно Орлова и прославила Александрова. «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» — все это уже давно классика советского кино. Ревнивый Эйзенштейн прозвал съемочную группу Александрова «орловскими рысаками».
Вполне вероятно, что Сталин был влюблен в Орлову. Но когда он пригласил ее к себе, чтобы поужинать вдвоем, она спросила у него: «Что с моим первым мужем?» После этого ухаживания прекратились, но благосклонность генералиссимуса осталась. Супругов свободно выпускали за границу и щедро одаривали немыслимыми благами. Дача Александрова под Москвой была почти точной копией дома Чарли Чаплина в США, где супруги гостили.
Второй брак Орловой, несмотря на сплетни, был счастливым. И хотя они с мужем всю жизнь обращались друг к другу на «вы» и имели разные спальни, когда Орлову спросили, почему она редко работает с другими режиссерами, она ответила: «Год без Гришеньки — это невозможно!» Каждый Новый год они встречали на даче вдвоем, заранее отпуская прислугу. В конце жизни Орлова стала единственным добытчиком в семье. Александров уже ничего не снимал, а жена играла в театре Моссовета. Коллеги вспоминали, что «скромнее и добрее ее в театре не было».
Фото: МИА «Россия сегодня»