Правительственные авиаотряды Румынии после ее перехода в социалистический лагерь в основном формировались из советской техники и обслуживающего персонала. Самолет Ил-14П был произведен в СССР в 1956 году и тогда же продан в Румынию.
Экипаж того злополучного рейса тоже был из СССР. Все шесть членов экипажа были откомандированы в Румынию за три года до катастрофы. Работа в правительственном авиаотряде была непыльной, хорошо оплачиваемой и, главное, не грозила никакими переаттестациями, тренировками и суетой с повышением квалификации. В обязанности летчиков входили в основном несложные и недлинные перелеты между европейскими аэродромами.
4 ноября 1957 года борт Ил-14П вылетел в 9.18 утра из Бухареста в Москву с остановкой в Киеве. Этот рядовой рейс должен был доставить в Москву делегацию правительства Румынии на празднование 40-летия Великой Октябрьской революции. На борту находились шесть членов экипажа и десять участников правительственной делегации. В 12.31 самолет совершил плановую посадку в Киеве, а через три часа продолжил полет в Москву.
Погода в тот день не радовала. Прогноз по аэропорту Внуково обещал сильную облачность и плохую видимость. Но ничего экстраординарного не предвиделось. К 17.48 румынский борт подлетел к Внуково и начал заходить на посадку. К этому моменту в Москве уже стемнело, а погода установилась хуже ожидавшейся: облачность — 10 баллов, туман, горизонтальная видимость — 600 метров. Впрочем, посадку не отменили. Погодные показатели соответствовали метеорологическому минимуму аэропорта и позволяли все операции в воздухе. Все наземные радиотехнические средства работали исправно. Радиосвязь осуществлялась нормально.
Самолет, следуя указаниям диспетчера, вошел в глиссаду, на высоте 50 метров экипаж сообщил, что видит огни взлетно-посадочной полосы. Дальше начались странности. Диспетчер с земли заметил, что самолет находится ниже установленной высоты, и тут же запретил снижение. Однако командир экипажа это проигнорировал и продолжал заходить на полосу посадки на слишком низкой высоте. Произошло то, что должно было произойти. На высоте 10–15 метров самолет начал врезаться в верхушки деревьев, стремительно теряя скорость и управляемость. Покосив елки внуковского леса на расстоянии 120 метров, самолет врезался в землю и загорелся. Он упал в 17.58 в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы. Из 16 человек на борту погибли четверо: трое членов экипажа (штурман, командир и борттехник) и секретарь Румынской коммунистической партии, бывший министр иностранных дел и кандидат в члены Политбюро Григоре Преотяса. Остальные отделались ушибами.
Расследование причин катастрофы показало, что вина за нее полностью лежит на совести погибшего командира экипажа. Было обнаружено, что КВС Валерий Шляков дважды в течение того трагического полета нарушил квалификационные нормы для экипажа воздушного судна. Дело в том, что в летном свидетельстве любого пилота обязательно указывается так называемый метеорологический минимум допуска. Например, если в свидетельстве написано «допущен к полетам командиром ВС Ил-14П по метеоминимуму 80×1000», это означает, что пилоту разрешено заходить на посадку при высоте нижней границы облаков 80 метров и видимости на полосе 1000 метров. Этот самый зафиксированный метеоминимум капитана Шлякова составлял всего 150/1500 метров днем и 200/2000 метров ночью. В тот вечер видимость во Внуково составляла 1000 метров, а высота облаков — 60. Эти метеоусловия были более чем в два раза сложнее, чем реальная квалификация Шлякова. Если бы диспетчер в Киеве заглянул в летное свидетельство командира экипажа и увидел реальные цифры его метеодопуска, ни в какую Москву он бы не полетел. Однако диспетчер не стал заморачиваться с документами и просто спросил об этом Шлякова. Тот бодро ответил, что его минимум 50 на 500, то есть он может садиться при высоте облаков 50 метров и видимости 500 метров ночью. То же самое он повторил в ответ на запрос службы движения аэропорта Внуково. Это было откровенной самонадеянностью и обманом.
Увидев огни взлетно-посадочной полосы, командир решил не отвлекаться на требования диспетчера прекратить снижение и повел самолет на посадку, руководствуясь только визуальным наблюдением. В итоге высота самолета была преждевременно потеряна.
Среди спасшихся участников румынской делегации был член Политбюро Румынской коммунистической партии Николае Чаушеску. В 1957 году благодаря личному расположению к нему первого секретаря РКП Георге Георгиу-Дежа Чаушеску был фактически вторым человеком в румынской власти. Когда в 1965 году Георгиу-Деж скончается от рака, именно фигура Чаушеску покажется конкурирующим румынским кланам самой оптимальной. Эпоха Чаушеску будет ознаменована неплохими экономическими успехами страны, конфликтом с Хрущевым, борьбой за сохранение сталинских традиций в партии, репутацией диктатора, революцией 1989 года, стремительным судом и расстрелом 25 декабря 1989 года. Однажды чудесным образом выжив в авиакатастрофе, Чаушеску не смог спасти себя в борьбе с собственным народом.
Фото: открытые источники