, 8 мин. на чтение

«Алкоголик не может обратно стать пьяницей» — психиатр-нарколог Екатерина Наркевич

Практически каждый первый москвич в течение жизни хоть раз страдал тревожным расстройством. Но есть и хорошая новость: подобное состояние хорошо и бесплатно лечится государственной страховой медициной. «Москвич Mag» поговорил с психиатром-наркологом, кандидатом медицинских наук Екатериной Наркевич, работающей в кризисном отделении ГКБ №20, о причинах тревоги и ее проявлении и узнал разницу между пьяницей и алкоголиком.

Какие самые распространенные виды психологических расстройств свойственны жителям большого города?

Вы, наверное, имеете в виду психиатрических, потому что психология — нарушение характера.

Если человек дрянь — это психология, если маньяк — психиатрия?

Точно. Мерзавец не диагноз. Но люди часто путают и спрашивают меня: «Чего ты его не вылечила?» А что тут сделаешь. Болезнь — это то, что человеком воспринимается как страдание, от чего он сам страдает, а от плохого характера страдают прежде всего окружающие. Иногда бывает, что больной человек не осознает болезни и не просит о помощи, здесь чаще всего речь идет о большой психиатрии и оказании помощи в недобровольном порядке. Но это отдельные случаи. В целом получить диагноз психиатрического расстройства в российской медицине (которая не карательная, и я об этом с гордостью говорю) непросто. Если человек ведет себя странно, но не нарушает общественный порядок, например ходит полуголым в шортах в сильный мороз, ему никто не поставит этот диагноз.

Часто встречается пограничное состояние на стыке болезни и здоровья. На первом месте в обществе среди психически здоровых людей мы наблюдаем тревожно-депрессивные расстройства, которые могут быть постоянными, а могут накатывать приступами. Я уверена, что тревожные расстройства испытывают все люди. Порядка 60–70% работоспособного населения Москвы испытывают те тревожные расстройства, которые нуждаются во врачебной помощи. Среди всех взрослых эта цифра доходит до 90%. Тревоги, кстати, очень помолодели, такое состояние испытывают 10–15% детей до подросткового возраста и 30–40% подростков.

В наше пандемийное время число людей с тревогой значительно выросло. Причина — депривация базовых потребностей (здоровья, материальной стабильности, работы). По данным ВОЗ, аффективные депрессивные расстройства по частоте сравнялись с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Какие признаки свидетельствуют, что нужно идти к психиатру?

Тревога как таковая — нормальная реакция мозга на острый стресс. Но когда она становится постоянной, длится полгода-год, то можно говорить о патологическом состоянии. Ведь что такое тревога? Это неправильная работа мозга, сопровождающаяся биохимической реакцией, состояние, при котором подкорковые структуры очень активны и вырабатывают много медиаторов (серотонина, дофамина и кортизола), что провоцирует у человека постоянное внутреннее возбуждение, немотивированный страх, колебание настроений, навязчивые мысли.

Иными словами, тревожное расстройство — это все вышеперечисленные эмоции, нарушение мышления, навязчивые переживания, связанные, как правило, со страхами, которые человек совсем не контролирует или контролирует слабо. Хотя в моей практике был пациент, который умел управлять таким навязчивым состоянием: он очень хотел сохранить семью и восстановить отношения с женой, но ничего не получалось. Когда я его попросила не переживать, он сказал, что пока переживать не планирует, так как идет играть в карты с друзьями, а переживать будет утром. Это единственный случай в моей практике, когда человек умел включать и выключать эмоции.

А чем опасна тревога? Ну вертятся навязчивые мысли и вертятся…

При тревожных расстройствах страдают все психические функции. И прежде всего сознание. Наше направленное внимание рассеивается, развиваются проблемы с памятью. Часто такие состояния сопровождаются ощущением, что все вокруг нереально, может появиться обман восприятия или чувство, что сходишь с ума.

Опасно это тем, что люди с тревожным расстройством чаще совершают ошибки, попадают в ДТП, не видят светофоров. Пришел человек на работу, а у него измененное сознание, бессонница, рассеянность, проблемы с памятью, голова занята навязчивыми мыслями (а мы не можем одновременно думать две мысли, говорят, только Цезарь мог), в итоге падает продуктивность. А пытаясь усилием воли сконцентрироваться на делах, человек очень быстро истощается.

Один мой пациент умел управлять навязчивыми состояниями: я его попросила не переживать — он сказал, что не планирует, так как идет играть в карты с друзьями, а переживать будет утром.

Но у тревожного расстройства есть не только эмоциональная, но и физическая составляющая. Тревога в 100% случаев сопровождается психосоматическими заболеваниями. Дело в том, что мозг руководит всеми органами и системами, а какой руководитель, такие и системы. Если мозг работает на повышенных оборотах, как при включенной кнопке alarm, то и все органы и системы тоже. А дальше кому как «повезет». Первым делом начинает сбоить сердечно-сосудистая система (учащенный пульс, скачки давления, головокружения), появляются головные боли, туман в голове, падает зрение. Потом могут возникнуть нарушения пищеварения, синдром раздраженного кишечника с учащенным стулом либо, наоборот, запорами. Ощущения нехватки воздуха. Высыпания на коже. Человек бежит к врачам, но попадает к нам, только обойдя всех специалистов. 

А какой психосоматический симптом встречается чаще всего?

Бессонница. Это обязательный бонус тревожного расстройства. Мозг возбуждается и сам, чтобы успокоиться, вырабатывает тормозящие вещества. Как правило, сон наступает в соответствии с циркадными ритмами, в конце светового дня, потому что мозг получает сигнал и начинает выделять «токсины сна». А у человека в тревожном расстройстве зашкаливает количество активирующих веществ, а тормозящих, наоборот, не хватает, чтобы погасить активность. Поэтому сон и не наступает. 

Как лечить тревогу? Только у психиатра?

Не обязательно. Первое средство — отдых. Многие отоспались на выходных и успокоились. У молодых и здоровых людей мозг самовосстанавливается.

Мозг, как и любой компьютер, когда он глючит, нужно перезагрузить. Отдохнуть, отключиться, получить позитивные впечатления, пообщаться с близкими, отправиться в путешествие — все это прекрасно избавляет от тревоги. Тревожное расстройство — это нарушение функций, тут исследования КТ и МРТ не нужны, они не покажут органических изменений мозга.

Но если тревога не прекращается больше полугода-года, то пора к психиатру. Мы назначаем противотревожные препараты. К ним относятся транквилизаторы, антидепрессанты, антипсихотики, которые не снижают концентрацию внимания. Есть неплохие ноотропные лекарства, помогающие работе мозга. Средства лечения хорошо переносятся, не вызывают побочных действий и, под контролем врача, легко отменяются. Препараты реально помогают и исцеляют, а не работают по принципу «цель —  хороша, средства — поганы». 

Как близкие могут распознать у человека тревожное расстройство?

Очень часто пациенты говорят, что их к врачу отправили именно близкие, потому что он стал агрессивным, враждебным, раздражительным. У человека резко понижается порог стрессоустойчивости, любое слово обижает, он уже не справляется с обычными коммуникациями и старается меньше контактировать с людьми, ведь на общение нужны силы, которых нет. И близкие, конечно же, страдают первыми.

Почему тревога часто сопровождается депрессией? Потому что мозгу не хватает необходимых веществ, которые сгорели во время тревоги. Если орган длительно эксплуатировать неправильно, то годами нелеченое расстройство приводит к истощению запасов. У людей, длительно страдающих эмоциональными расстройствами, при исследовании уже видны на КТ пустоты, выгорание лимбической структуры. И тут уже можно говорить об органическом поражении мозга, а не только сбое его функций. Естественно, такой мозг плохо руководит системами, и человек начинает «сыпаться».

Я встречала пациентов, у которых такое состояние всю жизнь. Одна моя пациентка, жившая в тревоге больше 20 лет, так сказала после назначения препаратов: «Я понимаю, что жизнь сумбурна, но реже об этом думаю, опять научилась радоваться ерунде».

Человек с тревожным расстройством склонен к различным аддикциям, алкоголизму, наркомании?

Если аддикции возникли не в пубертатный период, когда у ребенка поисковое поведение, то потребление психоактивных веществ и алкоголя у взрослого человека свидетельство того, что он хочет изменить свое состояние, снять тревогу, отвлечься. Эмоциональные и тревожные люди больше других типов предрасположены к алкоголю, потому что в небольших количествах (бокал-два вина в день) он дает прекрасный релакс, снимает напряжение. Весь мир эмоциональные расстройства лечит алкоголем: «Выпей, расслабься».

Но опасность в том, что в больших количествах алкоголь токсичен и ухудшает состояние. Сам этанол хорошо воспринимается мозгом, это легкоэнергетический напиток. Но когда этанол расщепляется, то первый метаболит — ацетальдегид — это яд, который пагубно влияет на сердце, мозг и вообще на все органы. Утреннее похмелье, запах перегара и другие побочки вчерашних возлияний — результат накопления токсичного ацетальдегида, который не очень хорошо расщепляется организмом, ферментов маловато. Более того, ферментативная система с годами истощается, и даже у тех, кто в молодости мог выпить море без видимых последствий, с годами эта способность падает. При этом ацетальдегид прекрасно разлагается этанолом, поэтому с похмелья люди, у которых плохо выводится ацетальдегид, лечатся алкоголем. И тут есть опасность, что пьяница может с возрастом, когда ферменты пойдут на убыль, превратиться в алкоголика.

Где тонкая грань между пьяницей и алкоголиком?

Если бы мы могли эту тонкую грань между пьянством и алкоголизмом уловить, то это была бы Нобелевская премия. Все мы, кто регулярно потребляет алкоголь — пьяницы. Но у пьяницы нет зависимости, он все помнит и может остановиться. Если дома нет алкоголя, а выпить хочется, то пьяница в отличие от алкоголика не побежит в магазин по морозу. Пьяница, если бар закрыт, пойдет домой трезвым спать, а алкоголик (с поисковым поведением) будет искать варианты, пока не найдет, где выпить.

Насильно помочь человеку с зависимостью нельзя. Алкоголик всегда скажет, что у него нет проблем, это у жены проблемы.

Обычного человека, который вечером перепил, с утра будет воротить от спиртного, а у алкоголика такой абстинентный синдром, при котором он вынужден с утра принять небольшое количество алкоголя, чтобы погасить ацетальдегид.

Пьяница — хозяин положения, а человек с алкоголизмом — раб алкоголя, у него форма пьянства носит либо постоянный, либо запойный характер, и остановиться он не может — капля в рот попала, и понеслась душа в рай.

Надо понимать, что хронический алкоголизм — это психическое расстройство. У человека идет изменение типа личности по алкогольному типу — озлобленность, агрессия, психозы и пр. Но есть и хорошая новость: психическое расстройство у нас в стране неплохо и совершенно бесплатно лечится. Если есть диагноз алкоголизм, то человек будет и лекарства получать, и психотерапевт с ним станет работать. Но даже в случае многолетней ремиссии у алкоголика всегда есть риск сорваться. Пьяница может стать алкоголиком, алкоголик, даже бывший, не сможет обратно стать пьяницей, то есть человеком, который может контролировать количество выпитого.

Женский алкоголизм не лечится?

Женская аддикция считается более злокачественной, чем мужская. Это зависит от эмоций. Если женщина ищет утешения в алкоголе, то у нее страдают социальные функции, дома дети-семья, хозяйство, а она пьет. Срывов у женщин больше, и замотивировать женщину, если уж она ушла в мир алкоголя, сложнее. Женщины более отчаянные. Но мы никогда не опускаем руки.

Информация о том, что человек состоит на учете в наркодиспансере, доступна работодателю?

Это плата за бесплатную психиатрию. Правда, в России люди редко до нарколога доходят. Чаще всего их приводят родственники, которые очень страдают от жизни с алкоголиком, от его запоев, вспышек озлобленности. Сегодня папа трезвый и злой, а завтра добрый и с ним можно поговорить. Но насильно помочь человеку с зависимостью нельзя. Алкоголик всегда скажет, что у него нет проблем, это у жены проблемы. Алкоголики не понимают своего состояния, зато после инфаркта и инсульта все очень быстро пить бросают.

К счастью, сейчас у молодежи уже не модно пить. Здоровье — визитная карточка, и с алкоголизмом на работу действительно не возьмут.

Как родителям понять, что подросток употребляет наркотики?

У подростка появляются другие реакции: шаткость походки, координация движений (либо сильно размахивает руками, либо наоборот), расширенные или слишком узкие зрачки, невнятная речь, бледность кожных покровов, нелогичное вранье, запирается в комнате и не общается, нарушение суточного режима сна-бодрствования, раздражительность, дикая гневливость и враждебность. И тут важно не потерять контакт с ребенком, несмотря на все это.

Фото: из личного архива Екатерины Наркевич