, 1 мин. на чтение

Более 40% москвичей говорят, что не скучают по McDonald’s, Ikea и другим ушедшим брендам

После февраля 2022 года Россия оказалась под масштабными санкциями, с отечественного рынка ушли многие западные компании. Тогда ожидалось, что это приведет к экономическому спаду и дефициту.  Однако сегодня 44% респондентов уверены, что российские бренды смогли заместить большую часть продукции и услуг иностранных компаний, говорится в исследовании аналитического центра ВЦИОМ. Мнения о том, что отечественные производители полностью заместили продукцию покинувших отечественный рынок компаний, придерживаются 17% опрошенных. Примерно столько же (16%) говорят о замещении по меньшинству товаров. 13% считают, что российские компании практически не смогли заменить ушедших производителей. Каждый десятый (10%) затруднился дать ответ.

В основном, считают аналитики, в 2022 году эмоциональные реакции были связаны с уходом брендов в узких нишах — Ikea, автомобили, McDonald’s, компьютерные программы, брендовая одежда и пр. Тогда больше всего это волновало молодежь. Однако сегодня в этой возрастной группе преобладает равнодушие. При этом чем старше россияне, тем легче им было попрощаться с западными компаниями, решившими уйти с российского рынка, говорится в исследовании.

На вопрос, какие изменения в жизни произошли из-за приостановки работы иностранных брендов, 65% опрошенных в 2025 году сказали, что их не было. О росте цен и инфляции говорят 7% респондентов, о невозможности купить определенные товары — 4%. Равные доли опрошенных отмечают блокировку соцсетей, ухудшение качества товаров и их ограниченный выбор (по 3% на каждый ответ). Примерно столько же (по 2% на ответ) заявляют о невозможности оплатить сервисы и поменять авто, об уменьшении доходов, безработице, проблемах с лекарствами и техникой. Затруднились ответить 9% респондентов.

Фото: Ovchinnikova Irina/Shutterstock.com/Fotodom