С 15 марта в полную силу заработают новые правила продажи билетов в театры и концертные залы, которые, к счастью, коснутся не всех московских площадок, но все равно сильно усложнят всем жизнь. В затеявшем все эти перемены департаменте культуры считают, что именные билеты спасут москвичей от перекупщиков. У театралов к этому другое отношение.
В эксперименте с именными билетами задействовано около ста организаций — не только такие не самые очевидные площадки, как театральный центр «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина или Дом культуры «Пересвет», но и востребованные «Современник», Театр на Бронной, МТЮЗ, Дом музыки и концертный зал «Зарядье» (полный список участвующих тут). Чтобы купить билет на любое мероприятие, которое состоится на этих площадках в промежутке с 15 марта по 31 декабря 2025 года, придется указать не только имя и фамилию каждого посетителя (не важно, какого возраста и какой степени родства), но точные данные документа, по которому можно идентифицировать его личность.
Таким документом может стать не только паспорт, но и загранпаспорт, свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста), карта москвича, студенческий билет, «Пушкинская карта», именная банковская карта, военный билет, пенсионное или водительское удостоверение, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища. Вариантов масса, главное, не забыть взять с собой ID, данные которого должны совпасть с указанными. Не совпали — в зал не пустят и пропал билет. Если изменились обстоятельства и вы передумали идти на спектакль, начитавшись плохих отзывов, внезапно собрались на Бали или поссорились со спутником и срочно решили позвать с собой кого-то еще, можно переоформить билет на другого человека. Но главный нюанс в том, что сделать это надо не позже чем за 10 дней до мероприятия. Позже никакие обстоятельства непреодолимой силы в расчет не принимаются, что странно в наше время, когда долгосрочное планирование превратилось в пережиток прошлого. Заболели прямо накануне — озаботьтесь справкой от врача, если хотите вернуть деньги за неиспользованный билет, без нее — никак.
А теперь представьте, как это будет работать на деле. Кто-то забудет документы дома или в припаркованной в соседнем квартале машине, кто-то решит попробовать уломать охранников пропустить NN вместо AА или, что сильно хуже, начнет качать права и скандалить, задерживая и так длинную очередь на вход. Все будут злиться, нервничать, посматривая на часы. Смогут ли площадки нанять больше персонала, чтобы обеспечить такому количеству зрителей быстрый и безопасный проход? Можно, конечно, вспомнить пандемию, когда тоже ходили по паспорту и QR-коду и все справлялись, но ведь соблюдавших дистанцию зрителей было сильно меньше, зал не заполнялся больше чем наполовину. А во сколько будут начинаться спектакли и концерты, если уже сейчас, без проверки документов, 15-минутная задержка норма? Как быть с детскими билетами, в особенности если в театр идет весь класс — далеко не все родители готовы отдать ребенку на руки оригинал свидетельства о рождении, а сопровождающий эту ораву учитель точно не возьмет на себя такую ответственность? И кто вообще гарантирует, что данные не утекут в сеть? Агрегаторы билетов открещиваются и говорят, что вся указанная при продаже информация будет передана в автоматизированную информационную систему АИС «Мосбилет», к ним все вопросы, если что. И о чем тут говорить, если даже «Госуслуги», «Ростелеком» и «Почта России» не могут обеспечить нам безопасность?
Москвичи моментально отреагировали на нарушение привычного ритма жизни и проголосовали рублем: по данным Kassir.ru, продажи билетов на мартовские спектакли в Москве упали на 20% в денежном выражении. Падение подтверждают и другие агрегаторы — по данным Moscow Show, оно вообще составило 70%. Посчитав выручку и ощутив отток публики, первыми против введения именных билетов выступили организаторы театрально-концертных мероприятий Москвы, 20 февраля написавшие мэру Собянину открытое письмо. В нем они перечислили все риски, ждущие участников эксперимента, и даже оценили потенциальные убытки бюджета города от снижения спроса на аренду площадок, которые «могут составить миллиарды рублей в год». Забавно, что сами театры при этом дипломатично хранят молчание: запросы с просьбой прокомментировать надвигающееся неизбежное были посланы пресс-службам «Современника», Театра на Бронной, театра Пушкина, Электротеатра «Станиславский» и Театра на Таганке, но все ответили отказом. Кажется, они пока не получили сверху четких инструкций и не готовы ответить даже на такой простой вопрос, можно ли купить билет по паспорту, а пройти по именной кредитке. А может быть, они боятся будить лихо, предложив какие-то работающие решения, что неминуемо приведет к тому, что эксперимент станет законом.