Игорь Шулинский

Диана Мачулина: «У нас решает большинство, а художники им не являются»

3 мин. на чтение

Диана Мачулина в свое время окончила Суриковский институт. Она дипломированная художница. Ее работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, музеях Швейцарии и Японии, в коллекциях Германии, и многие любители искусства, живущие в разных частях света, с удовольствием покупают ее работы.

Она успешная художница? Да, насколько художница, беззаветно влюбленная в искусство, может быть успешна. Диана — один из последних рыцарей искусства, смело оберегающий его от посягательств со стороны невежества. Какое-то время мы были удивлены, что ей пришлось прервать свою выставочную деятельность, чтобы посвятить основное свое время преподаванию в Школе дизайна ВШЭ, но оказалось, что это очень органичное продолжение кредо художницы.

Почему такой успешный художник, как ты, решила заняться преподаванием и кураторством студенческих выставок?

Как вам сказать, считается, что человек должен несколько раз поменять траекторию. Но на самом деле все, что я люблю в этой жизни — это современное искусство. С какой бы ты стороны ни начинал им заниматься — ты все равно в нем. То есть я никуда из него не уходила. В какой-то момент я выпустила дипломников, которые как раз сейчас выставляются в галерее (я не являюсь ее куратором, я являюсь куратором только этой выставки и моих прошлых и нынешних студентов).

Внутри Школы дизайна есть маленькая галерея, которая называется HSE Art Gallery, абсолютно незаметная для посторонних глаз. Но я сходил на выставку и понял, что она действительно прекрасна. Такое замечательное женское искусство…

Как-то раз мою дочь остановили с плакатом «The men don’t know, but the little girl understands» («Вы, мужики, ничего не понимаете, а вот девочки все знают»). И я действительно в этом уверена. Это такая энергия, которая бросается на мир и понимает его так, как уставшие люди уже не смогут. И они действительно взрослые художники, в чем я их убеждаю. Я сама прошла «cуриковскую каторгу», где нам говорили: «Вы не должны подписывать работы, это не ваши работы — они учебные. Вы еще пока никто». А своим студентам я говорю: «Вы — это вы. И вы должны себя найти».

То есть ты не против, чтобы художники-студенты подписывали свои работы, а даже за это?

Просто как-то не модно, это не в тренде арт-рынка уже много лет, потому что все-таки работа для арт-рынка должна быть узнаваемой, цеплять узнаваемостью мысли и манеры автора. Поскольку я против манеры, я считаю, что даже работа какого-то инкогнито должна просто цеплять. Дело не в тренде, дело в высказывании.

Чего не хватает московскому современному искусству?

«Нам» не хватает «нас». Потому что сейчас, как вы понимаете, очень разбросанной стала арт-сцена. Сначала разделена ковидом — все-таки непосредственно живое общение на вернисаже, задумывание вместе следующих идей, обсуждения — это неотъемлемая часть художественной жизни. Если я в онлайн пришла нормально, то не всем это легко дается. Ну а потом осталась «покинутая сцена» — стало выступать некому. Мы покинутые москвичи. Нам не хватает того, что было раньше — задора преодоления. Собственно, сцены, на которой мы можем выступать. Ведь и галереи многие закрылись.

Так много галерей закрылось, да?

Ну какие-то молодежные, экспериментальные. Мне пришлось с этим столкнуться, потому что у студентов финальное задание — сделать персональную выставку. Значит, нужно найти помещение. Причем помещение, с которым у нас сходятся стратегии, представление об искусстве и смыслах. И то, на что мы рассчитывали — выясняется, что уже все, схлопнулось.

Что для тебя преподавание?

Я так работаю как художник. Смыслы производятся, работы делаются, и я могу умножить через количество студентов количество произведений. Ну а потом они становятся моими друзьями. Не все, но некоторые. На самом деле это мой главный круг общения сейчас — студенты. Мы проводим разговоры о важном, обсуждаем работы. Какова она, жизнь, и как с ней быть.

У знаменитого поэта-лианозовца Яна Сатуновского есть следующие строчки, и если их перефразировать, то смысл такой: с молодыми лучше не сидеть…

Почему?

Я думаю, он имел в виду, что порой трагично старикам тусить с молодежью. Молодые бывают слишком быстры, слишком резки — может быть обидно.

Мне так не кажется. Я поколение Маркса и кока-колы, мы пережили столько перемен, что мы устойчивее и смелее, чем они. Поэтому сейчас ситуация обратная. Просто Сатуновский писал это про другие времена.

Чего ты ждешь от молодежи? Что они сделают в нынешней ситуации?

Что касается искусства, я не жду, что все из них станут свободными художниками и творцами, но в любом случае нам страшно не хватает всего. Хорошего дизайна, хорошего вкуса в чем бы то ни было. Искусство на самом деле — это такой soft skill, который может преобразиться во что угодно. Бизнесмен по образованию художник — почему бы и нет? Но это будет другой бизнес.

Получается, искусство меняет все?

К сожалению, нет. Хотя я носилась с этой фразой, но нет-нет. Художники — это те же философы, только философию они воплощают визуально и материально. Знаете, маловато их будет. У нас решает большинство, а мы им не являемся.

Выставка выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ Diploma22 в HSE Art Gallery по адресу ул. Малая Пионерская, 12, проходит до 26 февраля.

Фото: Татьяна Либерман

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->