, 7 мин. на чтение

Диплом на хлеб не намажешь: рынку труда в Москве не нужно столько людей с высшим образованием

Рынок труда в Москве перенасыщен людьми с высшим образованием, а сегодня в основном востребованы выпускники колледжей и техникумов. Об этом на днях заявила заместитель мэра Анастасия Ракова. В итоге люди с вузовскими дипломами, которые считаются более престижными, чем корочки о среднем специальном образовании, идут на позиции технических и рабочих специальностей, теряя годы на учебу. Такой перекос грозит обесцениванием высшей школы, на что начинает осторожно намекать и статистика выпускников. Но у экспертов в области образования и рынка труда на этот счет довольно разные мнения

Налицо перекос

На днях заммэра Москвы Анастасия Ракова заявила: «75% вакансий сегодня на московском рынке труда требует среднего профессионального образования, только 15% — высшего образования. Когда же мы смотрим на структуру выпускников, которая выходит на рынок труда, то здесь все наоборот: только 20% от всех выпускников оканчивают среднее профессиональное образование и 60% получают высшее образование. То есть специалистов с высшим образованием в разы больше, чем потребности рынка труда, а специалистов со средним образованием, соответственно, в разы меньше».

Как пояснила «Москвич Mag» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, московская ситуация сильно отличается от положения в других субъектах тем, что здесь сконцентрирована очень высокообразованная рабочая сила: «Высшее образование имеют 58% занятых в Москве и 42% в Московской области, тогда как в целом по российской экономике этот показатель составляет 35%. В Москве сконцентрированы высшие учебные заведения, сюда приезжает учиться молодежь со всей страны. Многие потом находят работу и остаются жить в столице. Помимо этого в Москве выше уровень жизни, поэтому семьи чаще выбирают для своих детей образовательную траекторию, предполагающую высшее образование. Согласно опросам, основные причины отказа от высшего образования в пользу среднего профессионального (СПО) — это нехватка денег для поступления в вуз и возможность раньше начать работать».

Киселева отмечает, что в 2023 году в целом по России впервые за долгое время численность выпускников со средним профобразованием превысила численность выпускников с высшим образованием: «В условиях дефицита кадров, особенно массовых рабочих специальностей, это отвечает текущим запросам рынка, однако в перспективе может грозить ухудшением качества человеческого капитала и упрощением структуры национальной экономики».

Елена Киселева напомнила, уже с середины 2010-х годов в стране «отмечался рост популярности СПО при стагнации показателей набора в вузы»: «На это ориентируют своих выпускников сами школы: экзамены после девятого класса (ОГЭ) сдать проще, чем ЕГЭ, при этом школы заинтересованы в более высоких баллах по ЕГЭ как показателях оценки своей деятельности, однако они не всегда могут обеспечить ученикам соответствующую подготовку. В итоге половина школьников после девятого класса переходят в систему СПО. В принципе, после окончания колледжа у них есть возможность продолжить обучение в вузе без сдачи ЕГЭ, пройдя собеседование или внутренний экзамен».

Но тут, судя по всему, не обходится и без очагов напряженности, о чем напомнил сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», экс-замминистра труда и занятости Павел Кудюкин: «Не все окончившие основное образование в девять классов школы идут в десятый класс, но также и не всех пускают. В этом году было несколько скандальных историй, когда в Москве выпускникам девятых классов начали отказывать в приеме в десятые, видимо, таким образом пытаясь исправить ситуацию. В ряде случаев родители школьников жаловались в прокуратуру, которая в свою очередь признавала это нарушением закона. Но, к сожалению, в традициях нашей бюрократии пытаться исправлять серьезные социальные проблемы путем административного давления».

Отраслевой разрез

Как рассказал «Москвич Mag» Алексей Миронов, операционный директор группы Ancor, занимающейся рекрутингом, сегодня выпускники колледжей чрезвычайно востребованы в качестве работников на производствах, сотрудников общепита, водителей и т. д. «Этот дефицит кадров просто огромный, — констатирует он, добавляя, что недостаток людей есть во всех категориях, что в первую очередь связано с демографической ямой. — Просто кадровый голод относительно работников со средним специальным образованием выражен сильнее, чем относительно людей с высшим образованием. Но глобально не хватает и тех и других, никакой избыточности мы не наблюдаем».

Омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин добавляет, что, например, в строительной сфере больше всего нужны люди рабочих профессий, что предусматривает наличие среднего образования: «Переизбыток специалистов с высшим образованием существует, но в определенных сферах. В частности, это касается выпускников юридических и экономических направлений. Они пытаются найти себе применение в бизнес-сфере, а также в области права и администрирования. Причина — требования работодателей к определенным профессиональным навыкам, а не к наличию профессии».

Генеральный директор архитектурно-проектировочной компании «Вектор проект» Антон Баксараев признается, что не видит в своей сфере острой конкурентной борьбы за специалистов со средним специальным образованием: «В отличие, например, от инженеров мы можем выбирать сотрудников. При этом мы заметили рост заработных плат у секретарей и делопроизводителей на 12% с начала года. Косвенно это говорит о росте спроса на таких специалистов. Доля специалистов с высшим образованием разнится в зависимости от отрасли. В нашей сфере людей с высшим образованием 90% — это архитекторы, инженеры и проектировщики».

Анатомия предпочтений

Несмотря на то что количество выпускников техникумов и вузов/колледжей? с прошлого года стало больше, чем новоприбывших обладателей дипломов о высшем образовании, последнее, по данным недавнего исследования НИУ ВШЭ и Яндекс Образования, стало «универсальной социальной нормой». 80% семей хотят, чтобы их дети получили именно диплом вуза, хотя высшая школа в РФ способна обеспечить местами лишь 29% россиян в возрасте 17–25 лет. Более того, только половина этих мест — бюджетные. «В нашей стране исторически сложилось так, что люди должны были получить высшее образование, — говорит Антон Баксараев. — Многие стремились после школы сразу поступить в вуз. При этом не секрет, что многие не работали и даже не планировали работать по специальности. После окончания вуза искали себя. Колледж рассматривался как менее престижный выбор. Поступление в вуз после колледжа означало дополнительные годы на обучение, к тому же уже в вузе молодого человека могли призвать в армию. Это дополнительные причины для поступления в вуз после школы».

По мнению Дмитрия Порочкина, стремление получить высшее образование у молодых москвичей больше связано «с чувством внутренней удовлетворенности, так сказать, на уровне личных достижений»: «Бывает и по-другому: получение высшего образования связано с настойчивостью родителей. При этом есть много примеров, когда гражданин, получивший востребованную рабочую профессию, гораздо успешнее в профессиональном плане, чем такой же с высшим образованием».

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев в беседе с «Москвич Mag» признает, что при дефиците кадров, где требуется среднее специальное образование, молодые жители Москвы не хотят идти в колледжи, предпочитая вузы: «Ведь до сих пор диплом вуза считается более престижным, чем диплом колледжа. Из-за этого происходит дефицит кадров со средним специальным образованием, что может замедлить развитие важных для города отраслей, таких как строительство, производство и IT».

Грозит ли высшей школе девальвация

В недавнем интервью Анастасия Ракова подчеркнула, что в сложившейся ситуации люди с дипломом о высшем образовании идут в профессии, где его не требуют. Она признала, что эти люди «потеряли годы, учились, у них совершенно другие потребности, представления о себе, но, увы, на рынке труда они не могут найти себя или очень сложно находят вакансии под свой запрос». Отчасти эти слова можно воспринять как признание избыточности высшего образования, которое при таком раскладе рано или поздно ждет упадок или в лучшем случае кардинальные изменения.

Экс-замминистра труда и занятости Павел Кудюкин считает, что девальвация высшей школы — это уже реальность. И у нее несколько причин: «Во-первых, это проблема уровня подготовки поступающих, потому что падает качество общего образования: приходящие в вузы выпускники сейчас подготовлены хуже, чем 20 лет назад, и в первый год их обучения университетам нередко приходится вкладывать в них то, что не вложила школа.

Во-вторых, это растущая перегрузка вузовских преподавателей в связи с сокращением их количества. Напомню, что во исполнение правительственной дорожной карты 2012–2013 годов об оптимизации отраслей образования, науки, культуры и здравоохранения численность профессорско-преподавательского состава уменьшилась более чем на 40%. В результате многие преподаватели вынуждены вести за год по пять-семь, а иногда до десятка курсов, что соответствующим образом сказывается на их качестве.

В-третьих, это несоответствие профиля подготовки выпускников тому, что требует рынок. Люди не могут найти рабочих мест по своему профилю. Но в Москве достаточно развитый рынок труда, и люди могут найти как минимум подработку. Некоторые предпочитают перебиваться случайными заработками вместо нахождения постоянной работы с полной занятостью, не очень высокой зарплатой и не по своему профилю».

Кудюкин напомнил, что «перепроизводство людей с дипломами о высшем образовании началось еще в 1990-е годы, когда появилось платное образование, а набор стал определяться не только выделенными бюджетными местами». Тогда платные места появлялись «на юридических, экономических и менеджериальных факультетах, которые создавали все кому не лень, даже совершенно не профильные вузы»: «Это происходило на фоне того, что в 1990-е и начале 2000-х была сильно разрушена система среднего профессионального образования. Сейчас ее спешно пытаются восстанавливать с учетом возросших потребностей в рабочих и технических кадрах».

Антон Баксараев также признал, что «девальвация высшего образования уже произошла по многим специальностям»: «Нельзя этого сказать про вузы, которые выпускают архитекторов и инженеров, уровень у них остается высоким даже по международным стандартам. Но переизбыток “ненужных” кадров, а часто плохо обученных, например, юристов и финансистов, уже стал проблемой для экономики за последние несколько лет».

По его мнению, в плане повышения престижа рабочих профессий хорошо себя показали многие системообразующие предприятия, которые уже в школах начинают вести уроки профориентации, обеспечивают возможность прохождения практики для студентов. В результате выпускники техникума или колледжа «уже имеют сложившееся представление о своем карьерном пути и навыки профессии». «Важность получения высшего образования хотя бы и для корочки уходит в прошлое. Сейчас люди более осознанно выбирают свой путь. Получают образование для того, чтобы его применить на практике. Не допустить пополнения рынка труда ненужными кадрами, преломить тренд, который складывался десятилетиями, можно только при дополнительных усилиях со стороны государства», — полагает Баксараев.

Артем Деев также не исключает, что в перспективе «возможно снижение ценности высшего образования. Это может привести к тому, что диплом вуза будет не так ценен, как сейчас». В связи с этим он полагает важным «изменить отношение к колледжам и техникумам, повысить их статус не только в глазах молодежи, но и их родителей». «Необходимо показать перспективы профессионального роста и увеличить зарплаты специалистов со средним специальным образованием, чтобы сделать эту профессию более привлекательной», — добавил Деев.

Впрочем, Алексей Миронов из группы Ancor смотрит на роль высшей школы более оптимистично: «Никакой переизбыток кадров ни в какой из категорий кадров нам не грозит. Теоретически есть вероятность девальвации, например, если у людей будет меньше возможностей и мотивации получать высшее образование. Но проблемы мы в этом не видим. В российской экономике сейчас более востребованы именно выпускники колледжей и техникумов, которые в текущих условиях имеют все возможности для построения успешной карьеры. И государство принимает вполне логичные меры по популяризации именно такого образования».

Фото: из открытых источников