, 4 мин. на чтение

«Эпично уже третий год»: как малый бизнес пережил коронавирус, СВО, санкции и мобилизацию

Чума, Война, Голод и Смерть — четыре библейских всадника Апокалипсиса. Правда, в реалиях российского малого бизнеса они (как, впрочем, и многое иное) оказались другими: коронавирус, СВО, санкции и мобилизация. Мы узнали у представителей коммерции, каковы успехи почти трехлетнего противостояния четырем напастям.

Всадник первый: коронавирус

Долгое время большой болью предпринимателей был административный прессинг, но настоящей проверкой на прочность для бизнеса стал COVID-19. Для регуляторов и правоохранителей пандемия сродни манне небесной. Помимо ощутимых трат на средства защиты для сотрудников и посетителей участились проверки и штрафы. «Буквально обложили со всех сторон», — жалуется сейчас один из собеседников.

«В начале года было стойкое ощущение, что пандемия идет на спад, и вот-вот жизнь наладится: масочный режим понемногу ослабляли, проверки стали нечастым делом», — вспоминает владелец одного из московских кафе. Но после смягчения ковидных ограничений в январе-феврале произошли события, вынудившие малый бизнес снова сверстать свои планы в спешном порядке.

Всадник второй: начало «спецоперации»

«С началом СВО в феврале население очевидно находилось в шоке, и весь рынок уходил в двухнедельную глубокую просадку по выручке. Также был существенный отток гостей и персонала», — рассказывает Никита Гусев, совладелец коктейльного бара c книжным магазином Shortlist Books&Spirits.

Наши собеседники отмечают, что март прошел «в какой-то фрустрации — бешеный курс валюты, сжимающийся доход, апатия и растерянность коллег-предпринимателей». Все заняли стратегию выжидания и просто решили пересидеть. Тогда же правительство анонсировало ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства. Большинство из них действует до конца года:

— льготные кредиты по сниженным ставкам и кредитные каникулы;

— мораторий на проверки и банкротства;

— автоматическое продление лицензий на 12 месяцев;

— возможность возврата банковских комиссий при расчетах через СБП.

Однако наши собеседники относятся к мерам правительства скептически.

«Мы по мировоззренческим причинам не используем кредиты и стараемся соблюдать все правила, так что льготы по кредитам, как и мораторий на проверки, для нас история по касательной. Впрочем, хотелось бы, чтобы мораторий действительно остался в силе, по крайней мере до той поры, пока все не утрясется», — поясняет Никита Гусев.

Светлана Хардисти, генеральный директор IT-компании «ОМКонтроль» (центры обработки данных), также не считает льготы эффективными: «Да, предприятия с коротким циклом продаж высоко оценили возможность передышки. Однако ни одна из перечисленных мер не решила проблему в целом. Если взять для примера больного острым аппендицитом, которому давали хорошее обезболивающее, болезнь неизбежно вернется после отмены мер, и потребуется сложная полостная операция».

Всадник третий: санкции

По оценкам Института международных финансов, российский импорт в апреле 2022 года снизился на 50% к апрелю 2021 года. Это прямое следствие введения санкций.

«Любой высокотехнологичный бизнес находится в большой зависимости от негативного влияния санкций. Для его оценки необходимо принять во внимание два фактора: надежность технологий и их энергоэффективность. Большинство таких технологий “выводилось” десятилетиями конкурентной экономики на Западе и успешно применялось в России, в том числе и в наших центрах обработки данных. В данный момент эти технологии больше недоступны. Прекратились поставки оборудования, а также запасных частей и других оригинальных материалов. Аналоги или альтернативные производители помогут только залатать дыры и отсрочить технологическую отсталость», — считает Светлана Хардисти.

Несколько лучше дела обстоят в ресторанном бизнесе, но и там расслабляться не приходится. «Ассортимент импортного алкоголя сокращается, но пространство для маневра еще остается. К примеру, в Америке исторически коктейли активно готовят на водке — у нас с ее производством проблем не намечается. Хотя мы, конечно, не только на ней теперь готовить будем, — рассказывает Никита Гусев. — Лично я ожидаю появления на рынке сильных российских брендов, производящих сидр и кальвадос. Уже поступили в продажу интересные настойки, здесь у нашей гастрономической культуры исторически сильные позиции. Идут эксперименты с джином разной степени успешности. У нас была сложная, возможно, излишне сложная и разнообразная коктейльная карта, сейчас мы делаем ее более прямолинейной. Я бы не назвал это упрощением, скорее оптимизацией под воздействием внешних обстоятельств. Находить альтернативы, адаптировать к ним рецептуру, гибко работать с тем, что есть — пока все выглядит решаемо».

Всадник четвертый: мобилизация

21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация. По словам наших собеседников, ее эффект на бизнес был аналогичен февральским событиям: состояние оцепенения, падение рынка, снижение количества клиентов. Но главное — мобилизация сотрудников или их увольнение в попытке избежать получения повесток.

Профессор Наталья Зубаревич говорит, что оценивать последствия мобилизации для малого бизнеса еще рано, нужно время. Несмотря на то что в наименьшей степени мобилизация затронула крупные города, в которых концентрация малого бизнеса максимальная, бизнесу от этого не легче — достаточно из компании в 15 человек «выдернуть» двух-трех ключевых сотрудников, и работа может «посыпаться».

«Основа любого бизнеса — люди, без них ничего не получится. Нужно беречь человеческий ресурс, давать понимание, что мы команда и будем помогать друг другу, как можем, чтобы пережить непростое время. Это работало в период эпидемии, сработает и сейчас», — уверяет Никита Гусев.

«Эпично уже третий год»

«Текущие обстоятельства непредсказуемы. Но тренды подсказывают готовиться к ухудшению экономической ситуации и сокращению потребления. К счастью, нам доступен прекрасный инструмент противодействия неблагоприятной среде — адаптация. В своей компании мы адаптируем предложения для клиентов, например предлагаем подобрать альтернативное оборудование из доступных вариантов», — рассказывает Светлана Хардисти.

«Я помню смешной случай из ковидной эпохи, — вспоминает Никита Гусев. — Мы прошли локдаун, миллион летних ограничений, и вот когда уже казалось, что от нас отстали, мы делаем большое мероприятие. Готовы меню, персонал, эстетическая концепция, список гостей. И ровно в ту секунду, когда мы должны были нажать кнопку Enter и разослать приглашения, приходит новость о запрете Москвой работы после 23.00. Это было эпично. И так эпично уже третий год, не зря недавно в словари внесли новое слово permacrisis (перманентный, постоянный кризис. — “Москвич Mag).

План у меня простой: контролировать стандартные процессы и каждый раз с листа приспосабливаться к изменениям, не разгонять расходы, которые быстро не свернешь. И, как говорил Дарвин, самый адаптивный, а вовсе не самый сильный, сможет выжить».

«Мои коллеги, думаю, поддержат мою аллегорию — бизнес как вода, всегда находит путь. Мы найдем путь, и снова зацветут цветы. Цветы разума, добра и созидания», — выражает оптимизм Светлана Хардисти.

Надежды малого бизнеса должен укреплять и тот факт, что всадников Апокалипсиса было всего четыре. А значит, новый на горизонте не предвидится. Но это опять-таки не точно.