, 3 мин. на чтение

Если заставят маркетплейсы отменить скидки, кому станет лучше?

В Москве работает 4429 пунктов выдачи заказов Wildberries. И 742 пункта Ozon. Я не сам их считал по карте, а доверился искусственному интеллекту. Два главных маркетплейса, которые есть уже, кажется, в любом дворе. Буквальное воплощение понятия «шаговая доступность». Найти человека, который на WB или «Озоне» никогда ничего не заказывал, почти невозможно. В крайнем случае пожилым родственникам что-то заказывали их более молодые домочадцы, тем самым вовлекая в круговерть онлайн-торговли.

Психологи говорят о зависимости от маркетплейсов, «заказном психозе», соцсети разнообразят наш день видео с ПВЗ, где перманентно то вспыхивают потасовки, то кто-то парализует работу выдачи, сначала заказав сотню товаров, а потом отказавшись от них. При этом все знают, что если платить за все это великолепие картой банка самого маркетплейса, то выйдет еще дешевле. Именно «еще», потому что на маркетплейсе все и так более или менее доступно. А главное — удобно. Именно потому что пункт выдачи есть в каждом дворе и тебе самому просто нужно пешочком дойти и получить, не заморачиваясь поездками в какой-то магазин, иной раз через весь город. А если в твоем городе магазина нет (это не про Москву, конечно), то кроме посылторга и вариантов нет.

Система удобная, но нравится не всем. Пять крупнейших банков страны пожаловались в «инстанции», а в понедельник ЦБ их поддержал. Центральный банк полагает, что скидки, которые дают маркетплейсы при оплате товаров через свои дочерние банки, это недобросовестная конкуренция. Банки понять можно. Так я бы платил их картами, а так ради скидки завожу карту какого-то МП и плачу по ней. Глава «Сбера» Герман Греф насчитал аж 1,5 трлн рублей недоплаты налогов со стороны маркетплейсов.

Эти полтора триллиона — разница между налогами обычных продавцов и отчислениями продавцов на онлайн-площадках. Потому что львиная доля онлайн-оборота — это малый бизнес на упрощенке, а еще заграничные продавцы, налоговая нагрузка на которых существенно ниже. И, по Грефу, выходит, что государство получает за товары в традиционной рознице в два раза больше налогов по сравнению с рублем на маркетплейсах.

Я понимаю, чего хотят маркетплейсы. Я понимаю, на что обижаются банки. И я очень понимаю государство, которое в любой непонятной ситуации хочет получить какой-нибудь налог, желательно побольше. Я не очень понимаю, что делать в этой ситуации мне. Меня хотят заставить платить больше. Не будем сейчас дискутировать, насколько эти «пятницы» действительно «черные» и насколько реальны там скидки. Но по карте МП платить точно надо меньше. Меня такой возможности хотят лишить. Почему мне это должно понравиться?

«Товары на маркетплейсах взлетят в цене на 35% из-за запрета скидок при оплате фирменными картами, предупреждают в ВШЭ», — цитирую я новостные каналы. Платить на треть дороже примерно за все подряд мы уже не станем. Мы будем экономить, тем более что дорожает не только онлайн-торговля, а вообще все вокруг. Если мы будем меньше покупать, часть ПВЗ закроется. Как это произошло уже со многими, особенно мелкими, обычными, традиционными магазинами и магазинчиками. Говорят, что их убили именно маркетплейсы. Но тут же еще НДС повысился. И недобитые «Озоном» добьются новыми налогами.

Согласно опросу банка «Точка», 30% предпринимателей хотят подумать, есть ли смысл продолжать работу после пересмотра налогов, а еще 15% уже задумались о сворачивании деятельности. Готовы продолжать работать после налоговой реформы 49% предпринимателей. Если придушить маркетплейсы, обычная торговля не возродится автоматически — у нее других сложностей хватит. Получит ли после этого государство больше рублей в казну? Останутся ли довольны победившие банки? Я даже не очень хочу знать ответы на эти вопросы. Зато уверен, что мне не станет жить удобнее. Наверное, мне скажут, что пора выходить из зоны комфорта. Но не уточнят — зачем.