, 5 мин. на чтение

Это мой город: актер Иван Стебунов

О соревнованиях между петербургской и московской театральными школами и о том, в каком кафе искать артистов театра «Современник» в день спектакля.

Я родился…

В Павловске Алтайского края. Но детство у нас с сестрой было кочевое благодаря маме-актрисе. Так что городов мы поменяли много. Например, когда мы жили в Оренбурге, мне было лет десять. Счастливое время. Мечтаю вернуться когда-нибудь в этот город.

О семейных традициях…

Именно в Оренбурге у нас зародилась одна из традиций: каждое воскресенье устраивать семейный променад. С самого детства мы с сестрой участвовали в театральных постановках, куда подходили по возрасту. Таким образом, жизнь сразу перешла в профессию.

Первое знакомство с Москвой…

Случилось в 1998 году, когда я приехал поступать в театральный институт. До этого в Москве я ни разу не был. Если честно, город тогда не произвел на меня позитивного впечатления. Невооруженным взглядом был виден разгул криминала.

С первого раза в театральный я не прошел и в то же лето оказался в Петербурге, где поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства на курс к Юрию Николаевичу Бутусову и Геннадию Рафаиловичу Тростянецкому. Так что, можно сказать, Москва меня сначала не приняла.

Сейчас живу…

Недалеко от театра «Современник», где и работаю. Долгое время мечтал перебраться в центр. И в прошлом году мы с женой эту мечту осуществили. Но на следующий день после того, как поселились на «Чистых прудах», появилась другая мечта — уехать за город. Думаю, это будет нашим следующим шагом, потому что загородную жизнь очень люблю.

В последнее время в Москве…

Стало красивее и чище. Подхожу к метро «Чистые пруды» и вижу, как приятно все выглядит без сборных трехэтажных ларьков, которые так сильно портили вид этого чудесного места. Хотя, конечно, понимаю, что из-за сноса ларьков пострадали люди, бизнес.

Еще заметил, что с пробками стало как-то полегче.

Если говорить о различиях между москвичами и жителями других городов…

То сразу хочется вспомнить соревновательные моменты в театральной среде. Особенно между петербургской и московской театральными школами. В Питере на первом месте был БДТ, в Москве — МХАТ. Сейчас все стерлось, ничего этого уже нет. Наш возраст выдает наша память. Ничего больше.

Да, конечно, мог бы вспомнить тут какие-то тривиальные фразы о том, что жители в регионах добрее, но не буду. Тем более что, живя в Москве, не так уж часто общаюсь с москвичами. На мой взгляд, границы между москвичами и немосквичами уже стерты. Да и какого-то узнаваемого образа москвича уже, думаю, не существует. Думаю, большинство живущих не в Москве оглядываются на столицу, им кажется, что тут все решается. Но проблемы есть у всех и везде они одинаковы.

В своем актерском кругу, приезжая домой, я часто слышал рассказы об артистах, у которых «все сложилось», «они поднялись», «снялись в сериале» и «теперь живут как в сказке». Все потому, что людям из провинции, увидевшим хоть раз на экране артиста, кажется, что теперь он стал успешным. Что сказать, это мило. Но, конечно, в реальности все совершенно иначе. В таких случаях я никого не переубеждаю и не разочаровываю, зачем?

Любимые места в Москве…

Конечно, Чистые пруды. У меня есть традиция: до спектакля стараюсь прогуляться полчаса-сорок минут по улочкам вокруг театра. Очень люблю эти прогулки. Они помогают мне правильно настроиться. Так что, наверно, этот район для меня — место силы, исхоженное вдоль и поперек.

Мои любимые кафе и рестораны…

«Шатер» на Чистопрудном бульваре. Вся труппа «Современника» его знает — он уже давно наш театральный ресторан, все же питаемся в одном месте. Удобно, вкусно, приятно. Ну и скидка 150%. Скажу по секрету: если хотите увидеть кого-то из артистов театра, приходите вечером в «Шатер».

Места в Москве, куда хотелось бы вернуться…

Удивительно, но, живя в Москве восемнадцать лет, только в прошлом году открыл для себя парк «Царицыно». И все благодаря съемкам! Место волшебное! Культурно, чисто, зелено, какие просторы! Я был в таком восторге от этого роскошного места, что решил в ближайшие выходные приехать туда с женой. Но вот уже прошло, наверно, полгода, а до сих пор не доехал. Завидую тем, кто живет там рядышком.

Самое кинематографичное место в Москве…

Если нужно выбрать одно самое-самое, то для меня это территория бывшего Бадаевского пивоваренного завода. Очень колоритное место между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко. У меня с ним многое связано. Снимался там несколько раз. Особенно на меня произвела впечатление старинная часть завода. Помню, как проходили съемки фильма «Грех» по пьесе Максима Горького «Старик» в сохранившихся исторических подвалах — даже декорации не пришлось строить! Сейчас фактически все это пространство занимают рестораны, владельцы которых переживают по поводу появляющихся слухов о перестройке этого места. Но я надеюсь, что с уникальным микрогородом внутри Москвы, которым является Бадаевский завод, ничего не произойдет. Это совершенно невероятный и очень красивый исторический памятник ХIХ века.

Ситуация с коронавирусом…

Свела меня с Темой Ткаченко и Андреем Соколовым аж в двух проектах телеканала «Россия 1». Я говорю о сериале «Давай найдем друг друга» и «Танцах со звездами». В самый пик пандемии Москва была закрыта, повсюду стояли блокпосты. К счастью, у нас от канала были пропуска, так что я еще и поездил по свободной Москве. Картина, надо сказать, была апокалиптическая. Видимо, из всех артистов работали только мы.

В апреле-мае с утра и до вечера был в движении, репетировал танцы в нашей паре с Инной Свечниковой. А проект «Давай найдем друг друга» прошел на канале в сентябре. Так что не буду гневить бога и скажу, что мне повезло, год был рабочим.

Но, безусловно, введенные ограничения заставили нас, артистов, поволноваться.

Периодически наступали моменты, когда артистов на сцене больше, чем зрителей в зале. Например, так было, когда мы играли спектакль «Три товарища», в котором задействовано 95% труппы.

Конечно, психологически было сложновато, но я снимаю шляпу перед коллегами, мы эту проверку прошли. Ни у кого не было мыслей проскочить, сыграть как-то по-домашнему. Открывался занавес, и мы выходили на сцену со стопроцентной отдачей, как перед полным залом.

Магия «Современника», ответственность труппы и постановочной части театра не дает возможности показать слабину, за что всем честь и хвала.

Пользуясь возможностью, конечно же, хочу пригласить читателей «Москвич Mag» в «Современник». Приходите в театр и ничего не бойтесь!

В этом году…

Вышел фильм с моим участием под названием «Корпорация Ad Libitum». Оригинальный сценарий, прекрасная команда, поэтому и картина сложилась! (Триста копий для сегодняшнего времени очень неплохо.) Рекомендую посмотреть, не пожалеете! Обещаю: скучно не будет ни секунды!

Конечно, быть зависимым от съемок дело неблагодарное: сегодня они есть, завтра — нет. Поэтому те артисты, кто может себе позволить, страхуются и участвуют в антрепризах. Это понятная стабильность и конкретная перспектива на три-четыре месяца вперед. Посидеть без ролей в кино все немного привыкли, но без антреприз уже сложнее. Думаю, не совру, если скажу, что 90% артистов зависят от антрепризы. «Волка ноги кормят», это наш хлеб. Поэтому летаем по городам.

Слава богу, сейчас все потихоньку начинает оживать. Наконец-то хотя бы частично сняты ограничения в Москве. Боюсь забегать вперед, но на карте России уже есть города, которые разрешают и 80%, и 100% зала. Это обнадеживающие новости, потому что появляются гастроли. Дай бог, чтобы этот процесс не остановился.

Фото: Наталия Зиганшина