О превращении столицы в почтовую станцию Москва-приезжая, об исчезновении голода, запрещенки и самиздата в Москве и о том, почему спектакль МХТ имени Чехова «Идеальный муж. Комедия» считают провокационным.
Я родилась…
В Норильске. У меня очень радужное воспоминание об этом городе, несмотря на его холод. Полярная ночь. Дымка от мороза на улице. Очень хорошо помню в магазинах халву в брикетах и рыбий жир. На консервных банках я прочитала, что Норильск — это город третьего пояса.
Сейчас живу…
В Москве. Но я не ехала в Москву как в Москву. Я ехала в определенное место за определенным человеком. Это связано с Костей Богомоловым. Мне показалось, что то, что он предлагал и предлагает — это очень здорово. При сегодняшней ситуации в театральной жизни он ищет что-то очень свое. Его часто обвиняют в том, что он полон ненависти, но с такой фамилией нельзя ненавидеть. Он любит жизнь, очень любит, и мне кажется, что у него с ней какие-то свои отношения, свои разговоры. Он честен по отношению ко мне, моей профессии и своей профессии тоже. Он мне интересен. Это главное.
Люблю гулять…
Я люблю проулки и переулки еще той, старой, Москвы. Я очень люблю район Покровки, все эти Хохловские переулочки, все, что рядом с домом-музеем Марины Цветаевой. Там есть какая-то особая тишина, где я не слышу Москву. Это провал на уровне уха, энергетический провал.
Мой любимый район…
Я очень люблю Сретенку. Тоже, наверное, из-за энергетического потока. То, что в этих закоулках можно уйти, услышать тишину и потеряться.
Мой нелюбимый район…
Чертаново. Мне кажется, этот район не для жилья. Это место, где можно только переночевать, такой район-раскладушка. Ты поставил раскладушку, переночевал, утром встал и пошел на работу.
В ресторанах бываю…
Я люблю маленькие полуголландские забегаловки-кафешки на два-три человека, не очень правильные, но очень уютные.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Я хочу сесть на трамвай и проехать всю Москву, чтобы было ощущение не как от поездки за стеклом автомобиля, а медленное путешествие под стук трамвайных колес. Я и в жизни так люблю, чтобы было затишье. Я могу быть и громкой, но большую часть времени я провожу тихо.
Отличие москвичей от жителей других городов…
Механизация. Придумывание себе клише и правил поведения. Только Москва придумывает, как должны выглядеть люди. Мне кажется, что в других городах мира этого не происходит. Когда я встречаюсь с актерами из других городов, я вижу, что им все равно, кто во что одет, они ходят так, как им удобно и комфортно.
Еще в Москве никто не ходит друг к другу в гости. Сегодня ситуация, которую Рязанов показал в «Иронии судьбы», произойти не может. Это говорит о тотальном одиночестве человека. Мы не знаем, кто живет рядом с нами. Я человек провинциальный и горжусь этим. Я помню, как раньше люди ходили на рынок не столько за товаром, сколько пообщаться: сначала поговори со мной, а потом поторгуемся. А в Москве люди не допускают никого к себе. Уличная толпа исчезла как субкультура, а ведь именно она диктовала моду, на улицах Москвы появились стиляги. То же и с подвалами, в которых зародилась рок-музыка. Пропали голод, запрещенка, самиздат.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке или Берлине, Париже, Лондоне…
Свет. Москва так освещена!
В Москве изменилось за последнее десятилетие…
Она потеряла свой облик и настоящих москвичей, ее как таковой уже нет, она вся приезжая. Она превратилась в почтовую станцию — Москва-приезжая. И хотя она принимает мировые стандарты по одежде, продуктам, в ней стало невкусно есть и невкусно покупать.
Хочу изменить в Москве…
Ритм и дороги. В этом году на ММКФ приезжал какой-то гениальный западный режиссер, его спросили, о чем бы он снял фильм в России, он ответил: «Пробка». Нельзя говорить о Москве как о городе, потому что люди проводят всю свою жизнь в пробках. Они висят на телефонах, решают все свои вопросы, переодеваются и получают нервные заболевания именно в пробках.
На спектакль «Идеальный муж. Комедия» в МХТ имени Чехова стоит прийти…
Чтобы понять, почему о нем так много говорят. В этом спектакле всем сестрам по серьгам — каждый получает то, что хочет. Кого-то он сильно задевает, и, наверное, поэтому он кому-то не нравится. Костя (Константин Богомолов, режиссер постановки. — «Москвич Mag») в этом спектакле говорит зрителям: «Вы хотите этого? Получайте! Вам нужна Оля Бузова? Возьмите! Вы ее породили!» Но это же правда! Народ выбрал ее героиней. Это практически голый король. Мне кажется, этот спектакль такой супермаркет, на прилавке которого ты можешь взять то, что хочешь. А если тебе ничего не понравилось, ты просто уходишь с пустыми руками. Но ведь от этого магазин не становится плохим?
Ближайшие спектакли «Идеальный муж. Комедия» — 14 и 31 января в МХТ имени Чехова.
Фото: из личного архива Розы Хайруллиной