Это мой город: архитектор и генеральный продюсер пространства «Внутри» Олег Карлсон
О жизни в поселке художников Сокол, чистой совести московского архитектора, «своих» москвичах, разбирающихся в культуре, и о том, что удобств в городе стало даже как-то слишком много.
Я родился…
В поселке Ильич Южно-Казахстанской области (сейчас — поселок Атакент в Туркестанской области Казахстана. — «Москвич Mag»). Туда в 1951 году сослали моих родителей. Брат родился уже в ссылке. Отцу вменили «связи» с несколькими зарубежными разведками, а мама и вовсе была объявлена «дочерью врага народа».
В Казахстане родители работали с немецкими военнопленными, пока в 1956 году нашей семье не разрешили уехать — с поражением в правах. Поэтому до 17 лет я жил в Краснодаре, а в 1973-м поступил в МАРХИ, окончил его и остался в Москве.
Сейчас живу…
На севере Москвы, в поселке художников Сокол.
Люблю гулять…
Здесь, в поселке, часто гуляю с Мишкой (ростовская собачья шпана). Иногда забредаю в парк Героев Первой мировой войны.
Еще очень люблю прогуливаться по центру. После очередного похода в театр предпочту неспешно пройтись по вечерней Москве до какой-нибудь станции метро или сяду на такси и поеду домой.
Давным-давно жил в районе ВДНХ, поэтому и те окрестности исходил вдоль и поперек. Сейчас бываю там лишь на объектах по архитектурной работе в моем бюро (архитектурно-строительное бюро «Карлсон&К». — «Москвич Mag»). Но каждый раз, попадая на ВДНХ, думаю: «Как круто!» Потому что парк активно развивается, его облик меняется к лучшему. Находиться в тех местах становится все интереснее и приятнее.
Любимый московский район…
Наверное, Сокол. К тому же здесь наша мастерская успела построить несколько домов, поэтому в каком-то смысле мы в ответе за внешний облик района. Москву, слава Богу, я не испортил ни одним домом. (Смеется.) В этом смысле моя совесть чиста. А где-то не только совесть, но и пространство — так, благодаря Театру.doc, с которым несколько раз разрывали договоры аренды и выгоняли на улицу, мы один за другим приводили в порядок заброшенные подвалы и превращали их в театральные помещения. Получилось четыре новые театральные площадки.
Раньше очень любил юго-запад из-за одноименного театра. Я жил в то время в замечательном городе Жуковском, работал в Государственном союзном проектном институте и ходил два-три раза в неделю в «Театр на Юго-Западе». Там играли две мои однокурсницы — Лариса Уромова и Ирина Бочоришвили. По мере возможностей я старался им помогать, параллельно заражая театральной бациллой свой ГСПИ.
Нелюбимый район…
В нелюбимые я не хожу. Есть смешное выражение: «Кузьминки — архитектуре поминки». Это я к тому, что стараюсь по архитектуре определять любимые и нелюбимые районы. Но обижать какой-то конкретный не стал бы. Безусловно, хорошо жить у Кремля, на «Соколе», на Тверской, да только на этих местах Москва ведь не заканчивается.
Любимые рестораны и бары…
Конкретный ресторан не назову. У меня по этой части дочь Мария — большой специалист, любит меня поводить. У меня же вечно не хватает времени самому куда-то выбраться.
К слову, премьеры театра мы любим отмечать в каких-нибудь интересных заведениях. Так что вся ресторанная жизнь у меня все равно связана в основном с нашими спектаклями. И получается, что любимые рестораны те, что рядом с театром, где только что состоялась хорошая премьера.
Место, куда давно мечтаю съездить, но никак не получается…
У меня в жизни все, как в том мультике «Каникулы Бонифация», который никак не мог дойти до озера. По-моему, пропустил уже все премьеры в театре «Около». Хочется сходить в «Студию театрального искусства» Сергея Женовача, в «Мастерскую Петра Фоменко». К сожалению, не попал на премьеру «Чайки» у Константина Хабенского. В общем, ответ — театр, в котором что-то важное пока не посмотрел.
Москвичи отличаются от жителей других городов…
Я общаюсь с определенным кругом москвичей. С теми, кто может все бросить и съездить одним днем в Воронеж на премьеру Антона Федорова или Михаила Бычкова. Или в Санкт-Петербург на премьеру Андрея Могучего.
Мое общество состоит в основном из архитекторов, причем многие из них периодически появляются на нашем ютуб-канале «Клиника Doctor House». «Мои» москвичи те, кто на приличном уровне разбирается в культуре.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Лондоне, Париже или Берлине…
В каждой столице можно поймать свой кайф. Давайте так: хорошо, что в Москве есть мэр Собянин, который заботится о городе. Его кто-то любит, кто-то не любит, хотя факт-то медицинский — сейчас у нас все более или менее благоустроено. Конечно, можно посмеяться над вечным перекладыванием асфальта, тем не менее у нас в городе достаточно чисто и удобно. То есть город работает для людей. И это главное.
Иногда удобств даже слишком много. Например, круглосуточные сервисы по доставке готовой еды и всего на свете, которые вроде как есть только в Москве. Ну ведь люди реально обленились во время пандемии! В этом я вижу даже минус. Дойди же ты наконец до магазина, приготовь что-то сам, не ленись!
Я бы изменил в Москве…
Москва — живой организм, который развивается сам по себе. Трудно каким-то образом вторгнуться в его процессы. Но я бы наложил вето на все, что касается реновации старых районов и их исторической архитектуры.
В Москве меня кроме работы и дома можно встретить…
В театре. Пространство «Внутри» — это театр, который я создаю, чтобы смотреть в нем то, что я люблю как зритель. А я люблю разный театр. Когда мы с Ильей Ромашко строили цокольный этаж на улице Казакова, нам хотелось создать единое театральное пространство с «Гоголь-центром», Gogol School и Театром.doc, которые располагались по соседству. Но получилось так, что одних закрыли, со вторыми не продлили аренду, как положено, поэтому мы прямо на ходу решили делать независимый театральный проект.
За три года театр впервые вышел на прибыль, перестал быть дотационным проектом. У нас в репертуаре 28 спектаклей, и ни один из них я не хочу убирать. Билеты на новые постановки раскупают за две-три минуты. Нас ругают за это, но ведь в зале всего 98 мест!
Собственно, отсюда и планы на будущее — расширить театральное пространство еще на 250 мест за счет помещения бильярдного клуба, расположенного этажом выше, где я хочу построить второй зал. Между прочим, бильярдом владеют мои же друзья-заказчики, поэтому нам сделали очень хорошую скидку, но пока все равно денег не хватает. Часть денег у меня уже есть, но нужно еще раз по столько: на ремонт, свет, звук, кресла. Так что мы активно ищем спонсоров и благотворителей и… продолжаем выпускать спектакли.
Только что отыграли премьеру «Мертвых душ» в постановке Владимира Комарова и компании «Озеро», где играют в разных спектаклях Мария Смольникова, Максим Виторган, Виктория Исакова, Таисия Вилкова, Сергей Мелконян, Светлана Иванова, Инна Сухорецкая, Софья Райзман, Георгий Токаев и другие замечательные актеры. Эту команду — выпускников ГИТИСа (мастерская Крымова и Каменьковича) — мы взяли под крыло сразу со студенческой скамьи с двумя дипломными спектаклями «Ричард» и «Заповедник», над которыми они продолжали работать, доводить их до совершенства и сочинять новые работы. А это еще и «Три сестры», «Красная шапочка» — всего пять названий, которые только кажутся знакомыми, а на самом деле это очень вольная и свободная фантазия молодых актеров и режиссеров по поводу того, что волнует сегодня нас всех.
Фото: из личного архива Олега Карлсона