О первом приезде в Москву, о жизни в гостинице «Метрополь», об огромной разнице между московской и петербургской публикой и о фильме «Слепок».
В Москву первый раз…
Я попала еще в детстве, а впоследствии неоднократно приезжала в рамках выступлений академии им. Вагановой и Мариинского театра. Но первое большое событие, связанное со столицей, случилось в 1996 году, когда я в 19 лет получала премию «Божественная Айседора».
Эта премия давала возможность выступить в главной партии классического спектакля на сцене Большого театра. В ложе, как я потом узнала, сидели великие Семенова, Стручкова, Уланова. Я очень боялась: никому не известная маленькая девочка на сцене Большого, в сложнейшем «Дон Кихоте», хотя балет был для меня знакомым. Дело в том, что я еще училась в академии им. Вагановой, когда тогдашний главный балетмейстер Мариинского театра Олег Виноградов предложил мне бросить академию и сразу приходить в театр, я танцевать согласилась, но учебу все же закончила и сдала все экзамены, параллельно репетировала «Золушку» и «Дон Кихота» в театре. Я не вундеркинд, мне все очень трудно давалось, физика не идеальная. Если кому-то достаточно часа, мне надо было заниматься четыре часа. Я работала точно больше, чем другие ученики, репетировала вечерами и ночами. Меня никто не заставлял, педагоги в академии об этом не знали, но я понимала, что надо. Мне просто нужно было время, чтобы точнее разглядеть путь, по которому надо идти. Я и в современный танец пошла, потому что необходимо постоянное обновление в профессии, как клеткам, если я не буду двигаться вперед, находить новое дыхание, я превращусь в звезду, в штамп, который мне не интересен. Не люблю, когда вешают ярлык или амплуа, мне важно понимание, что я не пришла в профессию Жизелью и не умру Жизелью. А современный танец — это и духовный рост, и развитие личности, и широта взглядов. Классический танец априори подразумевает молодое тело и лицо, а в современном может быть очень интересен возрастной артист. Правда, не каждая классическая балерина сможет станцевать современный балет, а современная танцовщица классику точно не осилит. Когда я начинала свою карьеру, эти миры были параллельны, а сейчас они пересекаются, происходит всеобщая интеграция культуры.
Мой дом в Москве…
В «Метрополе». Здесь я жила, когда мне вручали «Божественную» и когда танцевала в Большом, здесь останавливаюсь все восемь лет, что делаю фестиваль современной хореографии Context. Я благодарна отелю, что он все эти годы поддерживает мой фестиваль и принимает у себя его участников. Это действительно мой дом в Москве, мне и моей семье здесь обеспечивают идеальный комфорт. Например, в номере всегда есть массажный стол. Когда я первый раз привезла в Москву своего сына, ему сейчас два года, то была потрясена, с какой любовью оборудовали для него детскую с пеленальным столом, ванночкой, органайзером, игрушками, а кроватка была такая, что мне самой туда захотелось лечь.
Москва для меня…
Это площадки, связанные с фестивалем — «Гоголь-центр», Электротеатр, музыкальный театр Станиславского, театр им. Моссовета и музеи, Пушкинский и «Гараж», где мы тоже делаем наши проекты.
Публика в Москве…
Приходит на знаковое событие, когда «надо», «важно», «статусно». А в Петербурге так ждут, хотят, любят… Но в столице лучше билеты продаются, чем у нас, там все надо долго раскачивать, а здесь — бегут.
Фильм «Слепок»…
Для меня очень значимо, что фестиваль Context выступил продюсером такого масштабного проекта. Фильм объединил три крупнейшие институции: ГМИИ им. Пушкина, фестиваль Context. Diana Vishneva и Aksenov Family Foundation. Он синтезирует современную хореографию, музыку и кинематограф, давая возможность зрителю с нового ракурса посмотреть на танец, музыку, историю и объекты изобразительного искусства. Пять хореографов и пять композиторов путешествуют по пяти различным эпохам, интерпретируя понятие «слепок».
Уникальные, переосмысляющие эпохи и культурные ценности номера создали финалисты конкурса хореографов моего фестиваля Context разных лет, вдохновляясь пространствами классического музея. Композиторы, следуя за танцем и отталкиваясь от идей хореографов, предложили звуковое сопровождение. Для отдельных эпизодов музыка писалась специально. Фрагменты истории объединяет моя героиня. Я словно связующая нить между эпохами, или проводник разных поколений.
Премьера фильма «Слепок» с Дианой Вишневой в главной роли состоится 31 марта в кинотеатре «Октябрь».
Фото: из личного архива