Об организованной Музеем Фаберже в Манеже выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство» и о том, что традиционные жители Москвы не любят гулять.
Я родился…
На Украине, в городе Дрогобыч Львовской области. Там же родился Вексельберг. Мы родились в одном и том же маленьком городке с населением 50 тыс. человек.
Сейчас живу…
Последние 20 лет я живу в деревне Жуковка. Это очень спокойное место для жизни.
Давно собираюсь, но никак не могу доехать…
Я еще не был на ВДНХ и мечтаю туда съездить. Там все преобразилось — стало красивым, вернули к жизни павильоны, сделали большой каток. Потрясающее место, но вот никак не получается.
Наверное, место, куда я бы не хотел возвращаться — это спальные районы Москвы, особенно старые. Районы, которые нагоняют скуку, ассоциируются с Москвой 1980-х годов. И пусть жители этих районов на меня не обижаются. Я сам когда-то жил в таком районе, и это меня сближает с живущими там.
Мое отношение к Москве со временем…
Не поменялось никак. Я Москву люблю. С самого начала и по сегодняшний день — постоянной активной любовью. Мне очень нравится этот город. Если не Москва, то, конечно же, Санкт-Петербург.
В Москве или Санкт-Петербурге лучше, чем в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине…
Я думаю, Санкт-Петербург летом лучше, чем Нью-Йорк, Париж и Берлин. Совершенно потрясающие каналы, архитектура, белые ночи. Я вообще в последнее время — с того момента, как мы открыли там Музей Фаберже — влюбился в Санкт-Петербург. Это город с абсолютно уникальным, ни на что не похожим, неповторимым лицом. Все остальные города каким-то образом похожи друг на друга чем-то, включая Москву, и только Санкт-Петербург для меня абсолютно уникален.
Мне в Москве…
В целом нравится. Но, наверное, как и всем, не нравятся пробки. Но так во всех мегаполисах мира. Я очень люблю гулять в Риме, Париже, но в Москве… Да, многие приходят гулять летом в хорошую погоду в Лужники. Прекрасное место, я тоже там был неоднократно. Там летом замечательно гулять, ходить по ресторанам. Но это парк, зеленая зона. А в Москве, в общем-то, гулять не очень комфортно, сложно. Хотя сейчас стало лучше — много тротуаров, широкие дороги. Но Москва — город, в котором почему-то традиционно жители за исключением всенародных праздников не очень гуляют.
Мне не хватает…
Улыбок на лицах людей нашего города. Вот этого точно не хватает. Не нравятся пробки и то, что люди не улыбаются. И это абсолютная правда.
Самое интересное для посетителя выставки «Сальвадор Дали. Магическое искусство» от Музея Фаберже в ЦВЗ «Манеж»…
У нас много знаковых работ, которые никогда не привозили в Россию. Одна из моих любимых картин сегодня — это «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года. Понятно, что происходило в Европе в это время. А Дали жил уже в Соединенных Штатах и переживал новое рождение как человек и как художник. Мы знаем из его «Тайной жизни», которую он писал одновременно с этим автопортретом, что он мечтал подобно змее сбросить свою старую кожу, «кожу Старого Света», то есть Европы с ее войнами и революциями. Он собирался стать художником-классиком во всех смыслах — и вскоре стал им. Поэтому «Мягкий автопортрет» — важнейшее произведение не только по своим живописным достоинствам, но и по автобиографическому смыслу, которым его наделил Дали.
Еще одна работа, «Невидимый человек» — настоящий словарь «двойных образов», на которых Дали строил свой параноидально-критический метод. Эти образы отсылают и к классическому искусству, и к психоанализу, которым Дали увлекался на рубеже 1920–1930-х годов. По сути, это — первый сюрреалистический шедевр Дали, который он писал целых три года.
Замечательными работами представлен атомно-мистический период — это и мрачная «Ураново-атомная меланхолическая идиллия», написанная после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, и «Максимальная скорость мадонны Рафаэля», на которой изображена рафаэлевская голова Марии, сотканная из несущихся над морем атомов — причудливый микс классического религиозного искусства и ядерной физики.
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» работает до 25 марта в ЦВЗ «Манеж».
Фото: fabergemuseum.ru