О нехватке качественного паблик-арта в Москве и о повсеместной атаке на город отвратительной российской популярной музыки.
Москва моего детства…
Вырос я в районе Сокол. Там на Песчаных улицах были кварталы так называемых немецких домов, построенных руками немецких пленных после ВОВ.
Для советского подростка точками встреч «на районе» были кинотеатры и вход в метро. На Соколе было два кинотеатра: детский «Дружба» и большая типовая коробка кинотеатра «Ленинград». Еще был кинотеатр «Баку», но он был в другом районе.
Город юности…
Времена перестройки вспоминаются как одна большая бесконечная тусовка нон-стоп, переходящая в рок-концерт, а потом (чуть позже) в рейв-пати. Рок-концерты групп «Звуки Му», «Вежливый отказ», «Николай Коперник», а также для тинейджеров что-нибудь из трэш-метала, типа группы «Шах» или «Коррозии металла».
Показ фильма в кинотеатре тоже мог стать событием, например «Покаяние» или «Асса».
1990-е годы — это для меня район Курского вокзала. Я жил в Гороховском переулке. Самыми запоминающимися были, наверное, ночные гулянья по Садовому кольцу ночью по кругу. Обычно в таких прогулках шли жаркие споры про искусство и литературу.
Клуб 1990-х — это «Эрмитаж»: первые рейвы. Обычно вечерние вернисажи в нонпрофитных галереях заканчивались вечеринками в «Эрмитаже». Света Виккерс содержала этот клуб.
Для меня Москва — это Садовое кольцо.
Москве не хватает…
Качественного паблик-арта. Я бы в каждом районе поставил минимум по одному яркому оригинальному художественному объекту. Причем лучше всего, чтобы в одном районе работал один автор, а в другом — другой. Но речь идет не об унылых памятниках, а о современном искусстве, которое отличало бы разные районы друг от друга.
Хочу изменить в Москве…
Москва чрезвычайно агрессивный город. Например, одна из самых больших проблем — это повсеместная атака отвратительной российской популярной музыки очень низкого качества. Вообще во всем мире запрещено транслировать музыку в уличной среде (внутри кафе или ресторана сколько угодно, но не снаружи). В общем, Москве явно не хватает культуры. Места культуры геттоизированы. Но, с другой стороны, к кому эти претензии? Да не дай бог, если начнут что-то тут внедрять. Ясно же, что получится позор и полный трэш.
Если не Москва, то…
Нью-Йорк (так я сказал бы десять лет назад). В Европе это Берлин.
Сейчас…
Я преподаю в своем институте «База» историю искусств, а также веду каждую неделю исследовательский семинар по истории современного искусства СССР — России.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС