Анастасия Медвецкая

Это мой город: художник-монументалист и президент Академии художеств Зураб Церетели

3 мин. на чтение

О работе над объектами для Олимпиады, о том, что в Москве вся жизнь протекает в центре, и о том, как он, грузин, традиционно поселился на Грузинской улице.

Я родился…

Мне повезло родиться в Тбилиси довольно давно. Я застал этот город в то время, когда он еще назывался Тифлис.

В те годы в грузинской столице во многом сохранялся традиционный уклад жизни. Натиск цивилизации еще не затронул привычный образ жизни для большинства горожан, для которого была характерна открытость окружающим, в первую очередь соседям. Высотных сооружений не было, и каждый дом с несколькими семьями жил словно единая семья.

Прежде всего моя память хранит образы людей из моего детства и отношения между ними — редкая доброжелательность, внимание друг к другу, терпение — я постоянно возвращаюсь к ним в своем творчестве.

Если вы бывали в моих музеях, то наверняка видели серию скульптуры «Горожане». В ней представлены образы соседей — людей, среди которых, по сути, проходила тогда жизнь, а также представителей тех профессий, которых упразднила эпоха технического прогресса — башмачников, лоточников, уличных артистов и музыкантов…  Постепенно они исчезали из жизни города, но не из моей памяти. Со временем их образы становятся лишь четче в моем воображении и вновь воплощаются в моих работах, не только в скульптуре, но и в живописи, графике, эмали. Я создал целую серию эмалей, посвященных старому Тбилиси, это как признание в любви.

В Москве…

Я сначала бывал только по работе, полноценная мастерская у меня здесь появилась на Тверском бульваре лишь в начале 1980-х годов, когда я работал над объектами для московской Олимпиады. В Москве вся жизнь протекает в центре. Согласитесь, что в любой столице мира ее центральная часть — это как лицо города, в котором читается его душа, а окраины мировых столиц похожи друг на друга, порой даже трудноразличимы. Постоянно я живу в Москве с 1990-х в районе Большой Грузинской улицы — в этой части города издавна селились грузины, и я не стал нарушать традицию.

Любимые районы…

Если говорить о моих привязанностях к городу, то они связаны в первую очередь с моей работой. Почти 30 лет я возглавляю Российскую академию художеств на Пречистенке, и академия для меня — второй дом. Рядом с академией я открыл Галерею искусств, которая сегодня является составной частью музейно-выставочного комплекса Академии художеств и где выставляют свои работы члены академии. В 1999 году я создал Московский музей современного искусства, главное здание которого находится на Петровке, а филиалы — на Гоголевском бульваре, в Ермолаевском переулке…  Поэтому все эти места неразрывно связаны с моей деятельностью на протяжении многих лет. И, конечно, мне дороги места, где установлены мои произведения: Кремль, Поклонная гора, Крымская набережная.

Выставка «Солнечный сад» в год тройного юбилея — моего, ММОМА и Академии художеств — откроется на Петровке…

В этом году Музею современного искусства (кстати, первому в России) исполняется уже 25 лет, а Академии художеств — 300 лет! Эти два юбилея для меня невероятно важны, и мы готовимся их отмечать. Юбилей академии будем отмечать совместно с Академией наук. Поясню: в 1724 году, незадолго до кончины, император Петр I подписал указ, который учреждал создание Императорской Академии художеств и наук, и какое-то время Академия художеств и Академия наук функционировали как единое целое. В общем, 2024 год — юбилейный, к тому же на него пришелся и мой собственный юбилей, как вы понимаете, 90 лет не каждый год исполняется. Сейчас во многих российских городах проходят мои персональные выставки, я получаю теплые отклики от посетителей, это приятно. Но главная юбилейная выставка моих работ, которую я особенно жду, в ближайшие дни откроется в музее на Петровке.

Знаете, всегда волнуешься, когда представляешь на суд зрителей свои творения, даже если ты делал это уже неоднократно. Ведь каждая встреча художника со зрителем не только радость, но и большая ответственность.

Фото: Ministry of Culture Russia/Global Look Press

Подписаться: