О детях из спальных районов, которые не знают город, о том, как Москва адаптирует к себе уродство, и о своей работе на полотне в 25 метров.
Я родилась…
И выросла в Киеве, в самом центре города, недалеко от Золотоворотского садика, в котором были фонтан XIX века и древние руины Золотых ворот. Там же я училась в средней художественной школе, таких школ при академических вузах было всего три в Советском Союзе — это тяжелый детский труд, но так учились музыке и балету. С 9 утра занятия по специальности: рисунок, живопись, композиция до середины дня, а после обеда общеобразовательные предметы: литература, математика, история.
Жила с родителями и братом в бывшем доходном доме в коммунальной квартире, 7-й этаж, потолки 4 метра; я всегда сидела на окне, свесив ноги вниз, и смотрела на пейзаж. Уже много лет я живу в Москве на улице Палихе, и у меня точно такой же уровень городского пейзажа, как и в моем детстве, такое же соотношение неба и города. Я горожанка, не могу жить долго за городом. Без города моей жизни нет.
Я переехала в Москву…
В 1980 году. До этого очень часто здесь бывала. Из Киева было легко приехать в Москву, мы приезжали на выставки на один день. Ночной поезд, целый день ходишь по музеям, а потом едешь обратно все тем же ночным поездом. Это же был Советский Союз, билеты были дешевые.
Мой муж, художник Владимир Сальников, стал моим проводником в Москве. Мы очень любили ходить по городу, всегда обследовали районы, где жили, подходы к дому, подворотни и проходные дворы. Москва — это мой город!
До 1982 года мы снимали квартиру на Ленинском проспекте в доме с магазином «Олень». Выходишь из дома, поднимаешь руку, легко берешь такси, едешь на выставки и мероприятия. Еще у нас была маленькая квартирка на «Молодежной» — овраг, цветы, как будто за городом. Недолго снимали в Чертаново. А в 1990 году построился наш кооперативный дом художников на Палихе, и в нем я живу до сих пор.
Нелюбимые районы…
Я просто люблю жить в центре города, где есть история. Как и в Киеве жила. Всегда стараюсь узнать историю этого места. Мне некомфортно жить в спальных районах. Не могу сказать, что на «Молодежной» и в Чертаново жилось прекрасно, хотя были молодость, работа, встречи… Все было иначе окрашено.
Любимые заведения…
Мы с Володей любили ресторан «Прага», жалко, что сейчас он закрыт. Еще можно было зайти в Союз художников СССР на Гоголевском бульваре, там были всесоюзный бар и ресторан. Еще люблю Кузнецкий Мост, там находился выставочный зал МОСХа, где кроме основных выставок проходили однодневные вечера с выставками, в которых мы участвовали. Рядом находились букинистические магазины, часто в них можно было найти книги и каталоги по нашему и западному искусству.
Когда открылся Центральный Дом художника на Крымском Валу, мы участвовали там в выставках и однодневных вечерах. Я до сих пор люблю этот сад и двор Новой Третьяковки, где цветут невероятные каштаны и сирень.
Я бы хотела изменить в Москве…
Я люблю город таким, какой он есть. Какие бы здесь дома ни строились, уродливые или стильные и красивые, Москва все адаптирует к себе, и уродства стираются, зарастают деревьями, становятся смешными и милыми.
В ковид в метро было очень много санитайзеров, а сейчас их убрали. Я бы оставила хотя б по две штучки на выходе.
А еще я бы убрала с улиц водителей электрических самокатов: они ездят по тротуарам, не глядя на людей. Меня недавно сбили, ударили в спину, я не видела и не смогла посторониться, упала, сильно расшиблась. Говорят, что в Париже их уже запретили. Но у нас пока нет. Видимо, это кому-то это выгодно.
О москвичах…
И в советское время было много людей, которые приезжали сюда учиться и работать, а потом оставались и прописывались. Москвич не только тот, кто в пятом поколении живет в Москве (хотя это и очень важно), а тот, кто вырос в Москве и сформировался здесь. Многие приезжие не знают этот необычный город, не интересуются и не представляют, сколько здесь музеев, театров, концертных залов. Они этим не пользуются, никуда не ходят. Дети, которые выросли в спальных районах, вообще не знают Москву. До 15 лет их никуда не пускают. Они даже не знают, что есть музеи, никогда в них не были. Это проблема, проблема культуры…
Выставка трех художников — Нины Котел, Александры Митлянской и Евгении Соломатиной…
Идет в Stella Art Foundation — в «Сити», в башне «Меркурий». Придумал эту медитативную выставку «О всех вещах, там обитающих» куратор и художник Алексей Корси, подобрав художников, которые, на его взгляд, соответствуют этой теме. Он приехал ко мне в ноябре прошлого года с предложением участвовать в выставке и сделать совершенно новую работу. Двадцать пять метров стены — сложная задача. Никаких стыков быть не должно: Алексей — невероятный эстет, поэтому мне закупили в фонде рулон бумаги длиной 100 метров, от которой мы отрезали 25 метров, и я начала работать. Приходила туда каждый день в течение 18 дней. У меня есть все приспособления для работы на полу, ведь рулон расстелили именно там: наколенники, подушечки, специальные носки. Я рада, что я это сделала. Получилась медитативная работа, где облака, в которых и над которыми проходят существа, живущие с нами или идущие мимо нас.
Выставка «О всех вещах, там обитающих» открыта до 30 июня.
Фото: Татьяна Либерман