Это мой город: режиссер Дмитрий Крымов
О конфетке Станиславского, очаровательной бесхозности и оранжевых самосвалах.
Я родился…
В Москве, на улице Станиславского. А теперь она называется Леонтьевский переулок. Она и раньше называлась Леонтьевским переулком. Когда Станиславского туда переселили, пришла делегация и сообщила, что улица будет названа его именем. Станиславский смутился: «Неудобно как-то. Леонтьев был мой дядя… »
Моя мама с детства жила в этом переулке, в доме, где сейчас посольство Кубы, и вспоминала, как маленькой она гуляла во дворе и Станиславский, сидящий на лавочке, дал ей конфетку. Мне кажется, эта конфетка меня как-то бережет. Я часто прохожу здесь и смотрю на окно на первом этаже. Есть фотография моей мамы там, с кошкой.
Сейчас живу…
Мы сменили довольно много квартир. Жили в Курсовом переулке, рядом с бассейном «Москва». Теперь там Храм Христа Спасителя. Жили на Самотечной улице, потом переехали на 2-ю Брестскую улицу, к Дому кино. Сейчас живем в Малом Гнездниковском переулке, во дворе дома Нирнзее. Это совсем недалеко от того дома, где я родился. Еще немного — и круг сомкнется.
Люблю гулять…
Я не любитель гулять.
Мой любимый район…
Там, где сейчас живу. Очень много разных чувств связано с этими местами. Школа, где моя мама училась и учился мой сын. Театры, где я работал.
Мой нелюбимый район…
Новых районов я просто не знаю. Иногда заеду куда-нибудь и думаю: «Боже, я здесь совсем не знаю ничего». Но это скорее узко говорит обо мне. У кого-то там был первый поцелуй и теперь место стало его любимым районом.
Место, куда все собираюсь доехать…
Недавно попал в Глинищевский переулок, напротив, буквально через Тверскую. Почему-то никогда не был в музее В. И. Немировича-Данченко, хотя это так близко. Дух места сильно на меня подействовал.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Как можно семью, какими бы мы родственниками ни были, иногда странными, иногда противными, но родными и близкими, сравнивать с гостями? Московская публика со своими минусами и плюсами, но своя.
Мне очень нравится нью-йоркская толпа. Я удивительно комфортно там, в этой толпе, себя чувствую.
Москва лучше, чем Нью-Йорк, Париж, Лондон…
Медицина хуже. По-разному…
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Наверно, это естественный путь. Город что-то потерял, что-то приобрел. Москва стала более цивилизованным городом, потеряв какую-то очаровательную бесхозность. Очаровательную для меня, конечно. С точки зрения цивилизации эта бесхозность, конечно, не годится. Живя в той Москве, мы это понимали, хотя и пользовались во благо себе. Это касалось, например, парковок: где хочешь, там и паркуйся. Сейчас же пойди припаркуйся! Кто будет проводить детство в этой Москве, она войдет в кровь и станет его родной. Для меня многие места стали чужими, странными, немного пугающими.
Хочу изменить в Москве…
Некоторую дорожную разметку. Она просто бесит. Как будто ее кто-то на бумажке нарисовал, не подумав. Переходы одной линии в другую, светофоры, показывающие, сколько секунд тебе осталось, и не переходящие на зеленый режим. На Пушкинской площади, где мы живем, на много месяцев так был испорчен светофор. Вся эта разметка, широкие тротуары. Зачем? Я умом понимаю, что красиво. Но это какое-то бумажное решение, якобы для людей, но не для людей. У Дорогомиловского рынка, где сейчас расширяют тротуар, в месте, которое проезжаю обычно за пять минут, я простоял сорок. Это просто бред.
Хочу, чтобы город стал человечнее. Дни города устраивают. Повсюду стоят оранжевые самосвалы. Подобные мероприятия в других местах происходят как-то более душевно. У нас же все для галочки. Показуха эта — неприятная.
Спектакль «Борис»…
Спектакль по мотивам исторической драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», но это не будет буквально Пушкин и буквально пушкинский Борис Годунов. Какой-то секрет в этих текстах зарыл Пушкин, нечто манящее и так просто не дающееся. Я написал пьесу с использованием его стихов, мотивов и сюжетов. Поэтому это будет новое произведение на тему Пушкина, Бориса Годунова, передающее ощущение страны, ее прелесть, ее опасность. «Борис Годунов» — это про то, что человека уже нет, а кровь его есть. И никуда не девается. Наша компания актеров и художников уже пятнадцать лет работает в Москве. Мы приглашаем посмотреть наш новый опус, который ставим в этот раз в Провиантских складах, где находится Музей Москвы. Не вижу причины не поставить в этом пространстве пушкинского «Бориса Годунова» с Тимофеем Трибунцевым в главной роли, Михаилом Филипповым в роли Шуйского, Ксенией Раппопорт и Паулиной Андреевой в роли Мнишек, Марии Смольниковой в роли Лжедмитрия. Музыкой заведует композитор Дмитрий Волков, сценографией — художник Анна Гребенникова.
Премьера спектакля «Борис» состоится 10 октября в Музее Москвы.
Фото: Илья Золкин