Об усадьбе Кусково, похожей на петербургский Летний сад, о центре творческой жизни, который раньше был в Петербурге, а теперь — в Москве, и о подлинной истории горгоны Медузы, которую несправедливо демонизировали.
Я родился…
В Ленинграде. И не просто в Ленинграде, а в самом его центре, на Невском проспекте. В доме рядом с кинотеатром «Художественный», недалеко от улицы Марата и Московского вокзала. На втором этаже была, да и сейчас, по-моему, есть почта, а на третьем была наша огромная коммунальная квартира. Прямо по Высоцкому — на 28 комнат всего одна уборная. Когда я немного подрос, папа получил отдельную квартиру — на улице Герцена, сейчас, как и когда-то, Большая Морская. Небольшая квартира, под окнами которой висит мемориальная доска «Здесь жил Грибоедов». То бишь он жил именно в нашей квартире. А в начальную школу я ходил на Невский — в школу №210, на фронтоне здания которой сохранена надпись «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». А потом, когда родилась моя сестра, мы переехали в квартиру побольше — опять же на Невский, 54. Это дом на углу Малой Садовой и Невского, напротив Екатерининского садика. Мое окно на втором этаже там освещала красная неоновая вертикальная надпись «Мясо». А в квартире по потолку шел орнамент, который внезапно обрывался. Дело в том, что это была отрезанная часть большого бального зала. Того самого зала, в котором впервые на балу встретились Тургенев и Полина Виардо. Я это все рассказываю к тому, что этот особый флер, так или иначе сохранившийся в архитектуре, в манерах коренных ленинградцев, эта неповторимая атмосфера в моем родном городе, безусловно, незримо влияла на мое формирование. И о Ленинграде я могу рассказывать бесконечно. Вот одно из моих стихотворений на эту тему:
Песенка о Ленинграде
Я уеду в Ленинград,
Там мне каждый будет рад,
Там никто никак не будет
Никаких чинить преград.
Я по Невскому пойду
У прохожих на виду
И тебя на Невском снова
Встречу на свою беду.
Ты все та же, что была,
Хорошо идут дела,
И живешь, наверно, там же,
Где когда-то ты жила.
Это все, конечно, ложь,
Ты давно там не живешь,
И по Невскому, как раньше,
Безусловно, не пройдешь.
Память голову кружит,
Под ногою лист шуршит,
Но никто ко мне навстречу
Почему-то не спешит.
Не узнал меня никто,
Я закутаюсь в пальто
И спою сегодня песню,
Эту песенку про то,
Что…
… Я уеду в Ленинград,
Там мне каждый будет рад…
Вот уже больше полувека я живу…
В Москве. Тоже в центре, в районе Арбата. Сначала родители сюда переехали, а потом и я к ним присоединился. Это и понятно. Здесь все бурлит, и для человека моей профессии это самое место. Есенин, к примеру, когда вырос, он же не в Рязань отправился, хотя это было гораздо ближе, а в Петербург, потому что там был центр творческой жизни. А сейчас он в Москве.
Люблю гулять…
Пока была жива наша собака Пенелопа, мы с ней обожали гулять на Патриках, то бишь на Патриарших прудах. Нам там все очень нравилось. Когда ее не стало, мои прогулки, признаться, потеряли свою прелесть.
Любимый район в Москве…
Их немало. Чистые пруды, Патрики, арбатские переулки. Новодевичий монастырь с его прудом и сквером. Воробьевы горы. Останкинский дворец с его парком.
Нелюбимый район в Москве…
Не люблю северо-запад, как-то неуютно там себя чувствую. Тамошняя архитектура меня скорей угнетает, чем привлекает.
В ресторанах…
Чаще всего в «Даче» на Новом Арбате. Мы там встречаемся с друзьями. Там и еда вкусная, и атмосфера очень приятная, демократичная, уютная. Да и от дома недалеко.
Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Очень люблю Кусково. Невероятной красоты место. Когда-то снимал там ряд сцен для своего первого фильма «Сад». Хотя никто не верит, что это Москва на экране, все уверены, что я снимал картину в Питере. Видимо, я непроизвольно выбирал в Москве места, схожие с питерскими. И Кусково все принимают за Летний сад. И вот который год все никак туда не доеду.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Мне кажется, москвичи меньше улыбаются. Слишком озабочены своими делами.
В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…
Лучше то, что это город, в котором я живу. И дом, в котором я живу, лучше всех других домов на свете. Разве это не очевидно?
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Мне нравится, что появилось много цветов, новых газонов, дорожки для велосипедистов. А не нравится, что многие улицы в центре из-за расширения бульваров сузились до одной полосы, из-за чего постоянно возникают пробки.
Хочу изменить…
Хотелось бы очистить воздух. В Москве он все-таки очень загрязненный, к сожалению. А это же важно — дышать чистым воздухом.
Не хватает в Москве…
Моей юности, моих школьных друзей, моих родителей.
Если не Москва, то…
Питер, конечно, я же оттуда.
Меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
На даче. Там воздух, тишина, покой. Счастье, короче.
Моя новая картина «Мятежники»…
Только что вышла на экраны. Сценарий написан на основе моей одноименной книги. Это семейное кино на крайне важную тему: о единении перед бедой, о толерантности, о детях, которые заслуживают любви и поддержки. В то же время, как и все истории, которые я рассказываю в своих фильмах, спектаклях и книгах, это необычная история любви. Ведь любовь — это самая главная человеческая эмоция. Фильм набрал уже с десяток наград на международных фестивалях. Мировая премьера состоялась на Шанхайском международном фестивале, европейская — в Германии, ближневосточная — в Эмиратах. В России фильм также увенчан наградами за лучший сценарий, лучший фильм, лучшие актерские работы. Приходит очень много откликов от зрителей, видно, что картина никого не оставляет равнодушным. Кино — дело очень сложное, трудоемкое, дорогое. И если уж я трачу на это силы, время, энергию, то это должно быть что-то по-настоящему важное, нужное, что-то, что может изменить нашу жизнь к лучшему, стать лучом солнца в непогоду. Надеюсь, что «Мятежники» — это именно такая картина.
Моя книга «Невероятная подлинная история горгоны Медузы»…
Выходит в декабре в моем любимом издательстве «РИПОЛ классик». С горгоной Медузой у меня целая история. Сначала я написал о ней пьесу, которую поставил в нашем музыкально-драматическом театре ÁNTE (ante по-латыни «вперед»). Потом написал сценарий, и мы вместе с каналом «Культура» сняли художественный фильм «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром». Год назад на международном кинофестивале SIFFA в Лондоне эта картина получила аж три награды сразу — приз за лучший актерский состав, приз за лучшую музыку (композитор Варвара Рогович), а я получил кинопремию «Ирида» — за выдающийся вклад в киноискусство. В мае этого года фильм вышел в прокат. И я подумал, что мне надо рассказать историю Медузы более подробно, ведь многое не вошло ни в спектакль, ни в фильм, так и написал этот роман. Дело в том, что Медузу превратили в монстра, хотя на самом дела она ни в чем не виновата, это абсолютная историческая несправедливость, которая длится веками. Вот я и пытаюсь ее реабилитировать. Ну и, конечно же, это поразительная история любви.
В театре ÁNTE, которым я руковожу…
Двадцать первого декабря планируется премьера нового спектакля для детей «Сказка о царе Салтане» на основе стихов Пушкина и музыки Римского-Корсакова. Как и во всех наших спектаклях, здесь тоже в единой постановке соединяются опера и драма, выдающиеся оперные солисты и талантливые драматические актеры. В этом уникальность нашего театра. И еще в живой музыке. У нас замечательный оркестр, состав которого меняется в зависимости от спектакля. Кстати, только что вышел документальный фильм режиссера Натальи Веревкиной о нашем театре, он так и называется — «Театр ÁNTE».
Планов…
Как всегда, громадье — и в кино, и в театре. В частности, мы с друзьями создаем новый фонд поддержки искусства кино XXI века «Аквилон» (аквилон — свежий северный ветер). Не секрет, что сегодняшний кинорынок с каждым годом становится все более коммерциализован. А потребность широкого зрителя в фильмах не просто развлекательных, но затрагивающих сердце и душу, возрастает прямо пропорционально развитию кинобизнеса. Наша цель — поддержка именно таких фильмов, как детских, так и взрослых. Надеюсь, к весне фонд заработает, и мы сможем начать производство.
Фото: Елена Никитченко/ТАСС