Алсу Менибаева

Фурри и квадроберы: зачем дети и подростки ведут себя как животные

5 мин. на чтение

Весной 2024 года российские власти в лице детских омбудсменов обратили внимание на новые подростковые комьюнити — фурри и квадробику. Их участники переодеваются в животных, копируют их повадки, а в случае квадробики еще и выполняют трюки, которые напоминают движения диких зверей. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец назвала движение фурри деструктивным, уполномоченная по правам ребенка при президенте Мария Львова-Белова пообещала обратить внимание на движение: ее насторожило, что дети «едят из миски и ходят в лоток».

Сообщества фурри и квадроберов появились не вчера. В России фурри существуют аж с конца 1990-х — начала 2000-х годов — тогда в крупных городах прошли их первые мероприятия, а чуть позже в интернете начали появляться фан-группы, где люди обменивались рисунками и музыкой и знакомились. Квадробика получила популярность значительно позже — в начале 2020-х годов, когда на ютубе завирусилось видео «Введение в квадробику».

Многие продолжают путать эти комьюнити и отождествлять их, наверное, потому что в обоих случаях люди переодеваются в животных. Однако в случае фурри сходство с животными на этом заканчивается, а вот квадроберы пошли дальше — они копируют повадки животных и пытаются повторить их движения. Из-за этого квадробику даже называют неофициальным спортом — все-таки для выполнения таких трюков требуется серьезная физическая подготовка.

Антрополог, научный сотрудник факультета социальных наук Высшей школы экономики Андриан Влахов в разговоре с «Москвич Mag» пояснил, что люди издавна эксплуатировали образ животных — это видно на примере древнегреческих мифов о кентаврах. В науке такое поведение называется териантропией.

«Фурри — явление, появившееся в Японии. Люди в качестве социальной практики ведут себя как животные, уподобляясь им, — говорит Влахов. — Квадробика скорее ближе к спорту. Люди занимаются чем-то на свежем воздухе, только в костюмах животных. Поэтому второй корень слова взят от слова “аэробика”. Внешний облик единый, содержание разное. Квадробика — из западной цивилизации, фурри — из восточной».

Фурри и квадробику многие относят к субкультурам, но антрополог считает, что они «не вполне могут претендовать на этот статус. Важным критерием субкультуры является общая идентичность участников сообщества. У людей, которые этим занимаются, есть общие социальные практики — это факт. А вот есть ли у них общая идентичность, ощущают ли они себя сообществом или же это практики, нужные каждому отдельному человеку? Это сложный, проблематичный вопрос, поэтому однозначный ответ дать трудно».

Админ паблика о квадробике Виктория в разговоре с «Москвич Mag» назвала квадробику «фурри 2.0», хотя отметила, что, конечно, эти движения разные по своему содержанию: «По структуре оно похоже на фурри или любую другую субкультуру по интересам — те же сходки, обсуждения любимого хобби. В общем, каких-то критических отличий нет. Но квадробика больше тяготеет к спорту, соответственно, нет тяжелой атрибутики, как у фурри — фурсьютов (меховой костюм. — “Москвич Mag) и голов». Вместо них у квадроберов легкие маски и перчатки. Кроме того, квадробика предъявляет серьезные требования к физической форме.

«Только люди, изначально занимавшиеся спортом (в основном гимнастикой, акробатикой или другим серьезным спортом), добиваются в ней успеха, — утверждает Виктория. — На серьезном уровне, наверное, только 10% что-то могут сделать, и с них все пытаются брать пример. Большинство же бегает-прыгает так себе, так как это совсем не просто. И где-то через год бросают. Даже многие из тех, у кого получалось, бросили через год-два».

По мере развития сообщества у квадроберов начинает появляться своя экипировка: специальные перчатки (квадролапы), удлиняющие передние конечности и амортизирующие удары, квадроочки, позволяющие смотреть вперед, не поднимая и не задирая голову сильно вверх. Кроме того, по мнению Виктории, идет тренд по слиянию с паркуром, появляются трюки оттуда.

С возрастом большинство квадроберов бросают свое увлечение. Самое негативное последствие, с которым они сталкиваются и которое заставляет их отказываться от хобби — буллинг. Чаще всего детей высмеивают одноклассники: начинают дразнить животными. Но помимо безобидных шуток подростки сталкиваются и с травлей в интернете.

«В телеграме существуют целые сообщества, цель которых деанонить квадроберов и, шантажируя, заставлять снимать ролики с извинениями и удалять свои каналы, — рассказывает Виктория. — В основном так травят самых маленьких — им легче угрожать раскрытием данных».

Важной частью комьюнити квадроберов являются встречи. Участники сообщества заранее договариваются о месте и времени. Виктория так описывает происходящее на них: «Приходит куча детей с еще большим количеством родителей в какое-то место типа парка с газонами, чтобы можно было прыгать и бегать. Все общаются, прыгают друг через друга, снимают новые видео для тиктока или свежие тренды оттуда же. Соревнуются, кто выше или дальше прыгнет».

Девушка отмечает, что родители в основном позитивно относятся к такому увлечению детей. Они говорят, что это лучше, чем пить, курить или присоединяться к субкультурам типа панков и готов. В своих тематических пабликах квадроберы знакомятся, рисуют арты, делятся туториалами по изготовлению масок. В одном телеграм-канале админ дает так называемые домашние задания участникам: «Встаньте на задние лапки и помурлыкайте; два-три прыжка в длину; нападите на игрушку, возьмите ее в зубы и унесите в домик; прыгните с дивана на пол (положите подушку, чтобы было мягче)». Упражнения предлагается записывать на видео и присылать в специальный бот.

«Москвич Mag» поговорил с админом паблика, который посвящен организации встреч фурри в Москве. На стене группы публикуются объявления о датах и месте встреч. В анонсе указывают также продолжительность встречи и возраст участников. В одном из свежих объявлений список требований был немного шире: организаторы просили не курить и не парить, не употреблять алкоголь, а также обойтись без БДСМ, ЛГБТ и puppy play атрибутики. Отдельным пунктом организаторы упомянули квадроберов: «Из-за недавних вестей приходите, пожалуйста, без масок квадроберов».

Встреча участников сообщества «Фурри-встречи в Москве»

«Прогулки открыты, присоединиться может любой желающий. Обычно участники гуляют, общаются и фотографируются», — рассказал админ паблика. По его словам, сообщество фурри — это что-то вроде клуба любителей антропоморфного творчества: «От рисунков и мультфильмов до литературы и стихов — среди пушистых есть фанаты и “Ну, погоди!”, и “Рэдволла”, и много чего еще».

За последние десять лет сообщество помолодело, это произошло из-за доступности интернета для детей. На прогулки приходят и 12–15-летние подростки, и фурри старшего поколения — средний возраст участника комьюнити составляет 25 лет. Действительно, если квадробикой увлекаются в основном дети и подростки младше 18 лет, то среди фурри можно встретить взрослых. Это видно по сообщениям и комментариям в тематических группах.

«Ищу фурря для любви, в реале, в Перми. Мне 32, люблю всякий бдсмчик и разные интересные фетиши», «Всем qq, меня зовут Курт, мне 23 годика, живу в МСК. Работаю, увлекаюсь 3D моделированием, смотрю всякие сериальчики, играю в разные игры, недавно начал ходить в зал. Ищу я в первую очередь няшек для общения, а дальше уже как пойдет» — такие объявления можно встретить в разделе «Знакомство» тематического паблика.

Админ паблика рассказал, что его сообщество открыто для людей всех возрастов, своей задачей он видит создание комфортной атмосферы для всех: «Это здорово, когда родители поддерживают детей, общаются с ними и вместе приходят на прогулки. Получается, нам удалось наладить связь поколений, а это дорогого стоит. Однажды видел на прогулке девочку, которой бабушка помогала переодеться в фурсьют. И такой случай не единичный».

Антрополог Андриан Влахов считает, что увлечение взрослых людей подобными вещами абсолютно нормально: «Я не вижу в поведении этих людей никаких аспектов, которые бы намекали на какую-то детскость или взрослость поведения. Здесь скорее стереотипы о том, что игровые модели поведения — это нечто детское, а взрослым этим заниматься не пристало. Это стереотип западной цивилизации. В огромном количестве других культур, наоборот, все это свойственно и взрослым тоже».

Мотивацией людей переодеваться в животных антрополог назвал желание дистанцироваться от городской жизни: «Первое — это попытка найти единомышленников, максимально дистанцироваться от привычного человеческого образа. То, что люди это делают в разных культурах, говорит о том, что запрос на это есть. Второе — это может быть связано с фольклорными мотивами о людях с животными чертами. Это может идти из древней мифологии, это есть практически в каждой культуре».

Фото: Melnikov Dmitriy/shutterstock.com, группа в VK «Фурри-встречи в Москве», телеграм-канал «Школа квадробики»

Подписаться: