Колонки с голосовыми ассистентами были созданы, чтобы продавать, а стали развлечением. Соцсеть на букву И была создана как развлечение, но была лучшим онлайн-магазином в России, пока ее не запретили. С изобретениями всегда так: не знаешь, что с ними случится при встрече с конечным пользователем.
Ни одно «полезное» изобретение так не бесит пользователя, как smart-помощник, заменяющий человека. Вот вы хотите записаться к врачу, набираете номер дорогой поликлиники, где еще вчера с вами разговаривала милая понимающая девушка явно с медицинским образованием, и попадаете на робота, который задает странные вопросы, тупит и сжирает ваше время. Вы пытаетесь вызвать ту самую девушку, но помощник не дает. Вы в бешенстве бросаете трубку и звоните в менее продвинутую клинику. Логично: вы решаете, что прогресс становится вашим врагом и раньше было лучше. Что является ложной предпосылкой, но показывает, как отчаянно тормозит мир голосовых ассистентов в настоящий момент.
Колонки действуют на нервы
Исходная идея была такой — потребитель получает колонку с голосовым помощником почти бесплатно, и она тут же начинает приносить прибыль производителю, потому что человек полностью доверяет ей все покупки. В реальности потребитель тестирует колонку на сообразительность, понимает, что ума в ней немного, и останавливается на функциях напоминалки, проигрывателя, «какая сегодня погода» и «расскажи сказку». Вряд ли он может доверить колонке бронирование столика в ресторане, не говоря уж о покупке билета на самолет (именно таким был расчет производителей, именно на крупные покупки уповали они, а не только на заказ аудиокниг).
Американские колонки раздражающе набиты рекламой. Люди жалуются на «Алексу», ассистента от Amazon: к каждому разговору с хозяином та присовокупляет «а вот, кстати» и начинает ездить по ушам ненужными коммерческими предложениями. Siri чрезмерно болтлива: она комментирует свои действия в начале, в конце, а потом еще что-то предлагает, при этом приглушая звук телевизора или музыки во время своих монологов. Русских пользователей выбешивает необходимость покупать к Яндекс-колонке подписку Яндекс Плюс — они полагают, что этот сервис должен быть бесплатным.
Сейчас, в ожидании новых технологий управления умным домом, колонка используется как хаб, объединяющий все приспособления в квартире, имеющие чипы — лампочки, чайник, пылесос, телевизор. Управление происходит через Wi-Fi посредством общения облака колонки с облаком, к которому подключены лампочка или чайник. Получается, что отключение интернета убивает умный дом.
Мы стоим на пороге следующей стадии прогресса — локальной сети внутри дома, не зависящей от настроения провайдера. Осенью прошлого года презентовала себя технология Matter, которая объединит умные вещи всех производителей, включая Яндекс и SberDevices. Расширить рынок грозит приложение с открытым кодом Home Assistant, управляющее любыми домашними устройствами, демократично говорящее на 62 языках (для сравнения: Siri говорит на 31 языке), без лишних сервисов вроде болтовни и музыки. Понятно, что деньги такой прогресс принесет только торговцам элементами умного дома, поэтому компании снижают затраты на разработки своих колонок.
Дорога в будущее или тупик?
Alexa была первым голосовым помощником, она существует уже десять лет и сейчас переживает не лучшие дни. Подразделение, состоящее из Alexa и Amazon Prime Video, за первый квартал 2022 года потеряло 3 млрд долларов — почти все эти деньги сожрала Alexa. По прогнозам, команда разработчиков в этом году потеряет 10 млрд долларов, так и не научив свою «дочку» зарабатывать. В ответ Amazon планирует ликвидировать около 10 тыс. рабочих мест, а по некоторым сообщениям — 18 тыс. Значительная часть сокращений придется на «Алексу».
Коллектив поддержки Google Assistant также будет сокращен как нерентабельный. У Siri дела получше, она зарабатывает деньги вместе с телефонами, да и HomePod Apple дороже, чем колонки конкурентов, а значит, приносят прибыль уже при покупке.
Сейчас у Google Assistant 81,5 млн пользователей, у Siri — 77,6 млн, у Alexa — 71,6 млн. Если принять во внимание, что в год мировой рынок голосовых помощников растет на 31,2% и, по прогнозам, к 2030-му достигнет 30,74 млрд долларов, получается, что Google и Amazon вежливо пропускают Apple вперед, считая колонки-ассистенты тупиковой ветвью прогресса вроде почивших факса и пейджера.
Яндекс трудится над своей «Алисой» довольно бодро, понимая, что заработать сейчас миллиарды невозможно и надо вкладываться в будущее. Колонки приносят прибыль при продаже и гарантируют корпорации подписку на Яндекс Плюс с музыкой и фильмами. Если послушать разработчиков, покажется, что «Алиса» выигрывает в комфорте использования у Siri и «Алексы». Самый частый запрос к колонке — включить музыку (чаще личную подборку или любимый трек). Следующий по частоте вид использования — болталка (удивительно, но факт: существуют люди, говорящие с предметами). Дальше идут запросы фактов (и на эту услугу в обсуждениях есть негативные отзывы, поскольку что «Алиса», что «Маруся» берут информацию порой из странных мест). И уже после основной тройки следуют будильники, напоминания, расписания и построение маршрута. Часто колонками пользуются дети, пока родителям некогда: слушают сказки и делают вместе уроки. Это отдельная благодарная аудитория, под которую адаптирует дизайн и Яндекс, и «VK Капсула», и Amazon Echo.
Особняком стоит в России умный дом. Он по-прежнему остается дорогой и капризной игрушкой. Квартира в 50 «квадратов» запросто может обслуживаться человеком. Легче самому выключить свет, чем покупать станцию и набор гаджетов под нее. Гаджеты разных производителей до сих пор недостаточно дружно работают под управлением одной колонки. Да и подключение их — целая история, сложная для человека, не понимающего, как звук в своем телефоне выключить. Команды «романтическое настроение во всем доме» и «закрой гараж», известные нам из американских фильмов, актуальны владельцам полноценных домов, читай: 5% «Алис» и «Марусь».
Константин, идите в сад
Nature.com опубликовал исследование 45 млн научных работ и 3,9 млн патентов. Согласно ему, с середины 1990-х не было прорывных открытий в области технологий и физмата. Ученые получают гранты на улучшение старого, а не на изобретение нового. Этот тренд связывают с бюрократизацией в сфере науки, хорошими заказами от компаний (тех же Apple и Amazon), отсутствием финансирования долгих фундаментальных исследований. Но главное здесь — сокращение военных исследований. Мы хорошо помним, откуда взялись наши компьютеры, наш любимый интернет.
Пока голосовыми помощниками занимается бизнес, они будут тупить. Чем мельче бизнес, берущийся за голосового помощника, тем ничтожнее результат. Поэтому с «Алисой» иногда приятно иметь дело, а с условным «Константином» в поддержке ЖКХ или поликлиники — всегда невыносимо. Кажется, что диалог с ним длится вечность, а главное — просителю не удается слить эмоцию: волнение перед встречей с врачом или ярость от выключенного отопления.
Дискомфорт от использования личного голосового помощника объясняют тем, что человеческий мозг на 80% работает с тем, что видит, и на 20% с тем, что слышит. Поэтому аудиоподдержка актуальна только для тех, кто за рулем, на пробежке, в спортзале или хочет выключить свет в дальнем крыле своего замка.
Ненависть к голосовым помощникам, сделанным ради воронки продаж, имеет другую причину. Она — в недостаточной проработке сценария, тембре голоса бота, скорости задаваемых вопросов. Причин может быть множество, все они требуют усилий со стороны производителя, и здесь ему может помочь искусственный интеллект. ИИ уже достаточно развит, в числе его компетенций — Natural Language Processing (NLP), обработка естественного языка, того, которым мы говорим в повседневной жизни. Это дело недалекого будущего, надо потерпеть, а там, глядишь, и военно-промышленный комплекс подключится.
Прямо сейчас, чтобы перехитрить бота и призвать к ответу разумное существо, надо помнить два волшебных слова: «оператор» и «человек». По телефону на любую фразу робота отвечайте «оператор» или «позови человека». Если не получается, спросите его: «Как отключить голосовой помощник?» и последуйте его совету. Примерно та же схема — с «оператором» и «человеком» — работает в автоматическом чате, где бот пишет в ответ черт-те что. Если бот непреклонен, задавайте свой первоначальный вопрос несколько раз без изменений. Обычно в таких случаях он переводит разговор на хозяина. Увы, живого ответа придется ждать несколько часов, а то и дней.