, 5 мин. на чтение

Город готового всего: как мы отвыкли от плиты и отдали быт на аутсорс

Пироги из духовки или борщи собственного приготовления уходят в прошлое. Домашней еде мы предпочитаем доставку готовой, фудкорты и прочий общепит на обед или в лучшем случае полуфабрикаты. И хотя многие по привычке захаживают на продовольственные ярмарки за чем-нибудь вроде сулугуни или фермерских овощей, походы на рынки и в продуктовые магазины перестают быть повседневной необходимостью, потому что проще открыть нужное приложение и заказать, что нужно, к порогу.

Дома уже совсем не хочется стоять у плиты, а кухня теряет свое первоначальное предназначение, что отражается в новых архитектурных трендах. Проводя большую часть жизни в городе, мы делегируем полномочия клининговым и другим сервисам, и цифровизация и уберизация повседневной жизни меняют сценарии нашего пищевого и бытового поведения.

Серьезная экономия времени

Руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаэлян считает, что рынок готовой еды в России может вырасти до 14 трлн рублей — почти в 4 раза по сравнению с его нынешним объемом, который оценивается в 3,8 трлн рублей. По ее словам, в ближайшие два-три года борьба за этот сегмент будет происходить между ресторанами и продуктовыми сетями: «Ритейлеры прилагают усилия по расширению ассортимента готовой еды, становясь конкурентами крупных ресторанных проектов. Выбор потребителей в рамках каждодневного потребления становится шире. Россияне выбирают между ресторанами, доставкой и покупкой готовой кулинарии в продуктовых магазинах».

Также, полагает Микаэлян, развитие рынка готовой еды будет расти за счет продаж через интернет, объем которых к 2027 году может вырасти втрое.

Год назад маркетинговое агентство OMI провело опрос и выяснило, как жители крупных городов покупают продукты онлайн. Почти половина респондентов (49%), заказывающих продукты, назвали причиной перехода на такой формат экономию личного времени на поход в магазин. Далее идет отсутствие необходимости выходить из дома (45%), заказ тяжелых покупок (45%) и возможность экспресс-доставки нужных товаров (31%). Более половины (55%) респондентов, пользующихся доставкой, считают, что цены в сервисах такие же или ниже, чем в обычных магазинах.

Большинство онлайн-покупателей (71%) считают, что заказ продуктов через маркетплейсы и приложения может легко превратиться в ежедневную привычку, для 81% из них это уже стало частью повседневной жизни. Больше половины (63%) респондентов оформляют доставку продуктов минимум раз в месяц, а 38% — каждую неделю.

Недавно заведующий кафедрой маркетинга Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН) Александр Зобов сообщил, что спрос на полуфабрикаты в Москве растет каждый год на 10–12%, и объяснил, почему так происходит: «Рынок полуфабрикатов стабильно растет за последние три-четыре года…  Это связано с общим процессом ухода во многих домохозяйствах от приготовления пищи дома. Для многих это серьезная экономия времени. Тем более что современные женщины, как правило, работают и не стремятся много времени проводить на кухне».

До этого в Яндекс Лавке выяснили, что этим летом спрос на готовые блюда вырос практически в два раза по сравнению с летом 2023 года, а по данным телеканала «Москва 24», 55% жителей города предпочитают заказывать еду из кафе и ресторанов, когда времени на готовку не хватает.

Наряду с очевидными плюсами (высвобождением свободного времени и удобством онлайн-заказов) у феномена готовой еды есть и минусы, предупреждает основатель и научный руководитель сети клиник Grand Clinic Ольга Шуппо. В беседе с «Москвич Mag» она признала, что такой пищевой переход может грозить проблемами со здоровьем: «Пища с высокой степенью обработки быстро насыщает организм и быстро выводится из него. Человек снова испытывать голод. Это грозит тем, что человек начинает переедать, чтобы насытиться. Польза большинства таких продуктов сомнительна, они проходят через множество этапов обработки: разделяются на отдельные вещества, часть из которых подвергают гидролизу, гидрогенизации или другим химическим процессам. Для усиления вкусовых качеств в такую еду обычно добавляют красители, эмульгаторы, стабилизаторы и ароматизаторы. Все это грозит ожирением, воспалениями в организме и болезнями желудочно-кишечного тракта».

Фабрика-кухня в смартфоне

Изменение рынка и потребительского поведения дает толчок к трансформации жизненного пространства. Советские архитекторы-конструктивисты 1920-х годов мечтали о домах и целых социалистических городах с концепцией максимального обобществления бытовых процессов. Создаваемые ими образцы нового жилища именовались домами переходного типа или домами-коммунами, чьи создатели выдвигали тезис о том, что современный человек должен быть освобожден от тягот старого быта. Следовательно, в новых квартирах-ячейках вместо кухонь проектировались скромные пространства с небольшими столами для внепланового приема пищи и плитами для ее разогрева, нередко в виде минималистичных кухонь-шкафов. Ну а питаться коммунарам предлагали во встроенных столовых, стираться — в прачечных, а свободное время проводить в читальнях и клубах, тоже инсталлированных в инфраструктуру домов.

И хоть тогда все эти новшества не зашли по многим причинам (в первую очередь из-за отсутствия ресурсов на создание нового быта и патриархального крестьянского сознания обитателей авангардистских зданий), они стали своего рода пророчествами, которые начали сбываться в совсем других условиях и по другим причинам. Если век назад это было попыткой революционного переустройства жизненного пространства, то сегодня — подстраиванием под экономические возможности покупателей и их образ жизни. Теперь уже мало кого удивишь миниатюрными квартирами-студиями, где грань между кухней и жилой зоной становится все более символической. Такие условия в буквальном смысле диктуют заказывать на маркетплейсах (которые выполняют функцию фабрик-кухонь 1920-х), а не варить щи и нарезать салаты.

«Снижение платежеспособного спроса и перемены в настроении общества сказываются на всех рынках, не стал исключением и рынок недвижимости. От квартир площадью 33 кв. м мы уже шагнули к студиям площадью 19 и 20 кв. м, — рассказывает “Москвич Mag” генеральный директор архитектурно-проектной компании “Вектор Проект” Антон Баксараев. — Нельзя исключить, что следующим шагом станет появление квартир еще меньшей площадью — по 10 кв. м с общими кухнями, по сути являющимися узаконенными коммуналками. Таким образом, мы можем вернуться к появлению доходных домов, которые в конце XIX — начале XX века позволяли в России решать квартирный вопрос».

Жизнь в городе с доступной готовой едой и крохотными квартирами не только оптимизирует наши гастрономические привычки и жизненное пространство. Наряду с домашней готовкой мы отдаем на аутсорс и другие бытовые дела. Как рассказал «Москвич Mag» руководитель категории «Деловые и Хозяйственные услуги» в «Авито Услугах» Александр Семочкин, все больше людей считают разумным платить за работу по дому, потому что это позволяет освободить время для более приятных и важных задач.

По данным Семочкина, в октябре 2024 года спрос на клинеров в Москве вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В Челябинске интерес к таким услугам и вовсе увеличился на 86%, в Волгограде — на 74%, а в Рязани — на 70%. Согласно результатам исследования «Авито Услуг», 18% россиянин заказывают уборку у специализированных служб. Также аналитики обнаружили рост интереса к услугам по уходу за гардеробом, в том числе к стирке, химчистке, глажке и мелкому ремонту одежды. За год такие работы стали востребованнее на 61%. Большим спросом у заказчиков пользуются и догситтеры — за год их услуги прибавили в популярности 11%.

«Меняется в целом отношение россиян к делегированию домашних дел. Помощница по хозяйству больше не атрибут роскошной жизни, эта установка осталась в прошлом, — комментирует Семочкин. — Отдавать быт на аутсорс сегодня осознанный выбор заказчиков. Зная, сколько стоит их время, россияне могут рассчитать, на что лучше потратить этот ресурс. Часто оказывается, что самостоятельно заниматься домашней рутиной с экономической точки зрения нерационально, выгоднее поручить эту задачу профессионалам. Одним из ключевых факторов роста спроса на таких специалистов является цифровизация сферы услуг: онлайн-платформы позволяют быстро найти исполнителя на любую задачу. Большую роль играет и укрепление тренда на осознанное потребление. Речь идет не только об отказе от лишних вещей, но и о бережном отношении к личному времени и стремлении использовать его рационально.

Активное развитие рынка клининговых, бытовых и прочих услуг приводит к социально-экономическим изменениям в обществе. Появляются новые профессии. Так, набирает популярность специальность “хоумстейджер” — они способны сделать из квадратных метров заказчика “картинку”, что позволяет быстрее найти арендатора или продать квартиру. Происходит изменение социальных ролей в семьях, пересматриваются стереотипы относительно “женских” и “мужских” сфер ответственности в домашних делах: дискуссия о том, кто отвечает за чистоту в доме и мелкий ремонт, больше не актуальна».

Культура делегирования бытовых задач — общемировой тренд. Темп нашей жизни настолько высок, что время становится одним из самых ценных ресурсов, который можно купить за деньги.