Популярность индийского кино во времена СССР была фантастической, на ленты с красавцем Раджем Капуром стояли гигантские очереди. Когда из широкого проката индийские фильмы исчезли, сотни тысяч россиян стали смотреть их на интернет-платформах. Сейчас, после ухода западных фильмов из российских кинотеатров, индийское кино вновь получило шанс массово выйти на большие экраны.
«Москвич Mag» поговорил с переехавшим восемь лет назад в Москву нейрохирургом Тасином Назимом о том, почему он решил основать здесь компанию Indian Films, в чем разница между Bollywood и Tollywood, сколько получают за съемки такие звезды, как Шахрух Хан, и какие существуют табу в индийском кино.
После восьми лет жизни в России что вас продолжает здесь удивлять?
Суеверия. Взрослые люди на полном серьезе стараются не сидеть на углу стола, боятся черной кошки и стучат по дереву, чтобы не сглазить. Меня это забавляет. В Индии, понятное дело, процветают суеверия, но это связано с религией и с тем, что у нас в среднем невысокий уровень хорошего образования. А ведь россияне в массе своей лучше образованы.
Удивляет природа, она в России потрясающая. Когда был на Селигере, меня поразило, что направо простирается один пейзаж, налево — совершенно другой, и растительность другая, и деревья. Как такое разнообразие возможно на одной небольшой территории, не понимаю.
Поначалу озадачивала ваша любовь к майонезной кухне, но этот соус у вас и правда очень вкусный, теперь сам все с ним ем.
Поначалу удивляли дачники. Откуда у людей после рабочей недели есть силы в 6 утра в субботу ехать на дачу и копать до 8 вечера воскресенья? Но сейчас я и сам им стал, в выходные вожу растения к теще на дачу. Индусы отдыхают по-другому: проводят время с друзьями, общаются и вкусно едят (мы очень любим поесть), иногда играем в крикет, но главное развлечение — кино. Надо понимать, что для индусов кино — религия. Как бы бедна ни была семья, каждые выходные все идут смотреть новый фильм на большом экране.
Как вас, успешного практикующего нейрохирурга, занесло в киноиндустрию?
Случайно. Я приехал в Россию в 2014 году по приглашению American Medical Center и вскоре стал скучать. Я привык снимать стресс после операций при помощи экстремального спорта, например прыгал с парашютом, но моя жена попросила этого больше не делать. Спорт не мое, индусы вообще не очень спортивный народ, поэтому осталось только кино. Но индийские фильмы на тот момент в Москве можно было посмотреть только в интернете. Я стал их искать на различных онлайн-платформах и с удивлением обнаружил, что индийский кинематограф настолько популярен, что пираты моментально дублируют главные новинки, а число просмотров превышает 500 тысяч. В России есть огромный зрительский потенциал для индийского кино, а уж контента в Индии хватит, чтобы занять все экраны.
Потом мои знакомые российские продюсеры блокбастеров захотели вывести в индийский прокат российское кино, а мои друзья в Индии, наоборот, стремились показать свои фильмы в России. Так как мне доверяли обе стороны, то я выступил гарантом, создав прокатную компанию Indian Films. Цель Indian Films — вернуть индийские фильмы на российские кино- и телеэкраны. Мы уже показали здесь больше сорока картин, одной из самых популярных стали «Банды Индостана».
Кино в Индии — это гигантская индустрия, оборот которой составляет 2% ВВП страны, а у нас, на минуточку, пятая в мире экономика.
Фильм не сразу выходит на большой экран, а только тогда, когда мы уверены в успехе. Сначала индийское кино выходит на большом экране на языке оригинала с субтитрами, и только когда мы понимаем, что фильм зашел русскоязычной аудитории, делаем дубляж и выпускаем в широкий прокат по 60 российским городам. В ближайшие месяцы мы выпустим несколько фильмов, в том числе «Ракетчика», «Шамшеру» — эпичное фэнтези с внуком Раджа Капура, Ранбиром Капуром в главной роли, «Брахмастру», новый фильм с Шахрухом Ханом «Патхан» (Pathaan) и продолжение франшизы «Тигр 3».
Но главное — буквально на днях после четырехлетней подготовительной работы между нашими министерствами культуры был подписан договор о копродукции. Теперь Индия и Россия могут снимать совместные фильмы.
Какую долю российского рынка может занять индийское кино?
Технически мы можем закрыть хоть 100%, контента в Индии хватит. И качественного в том числе. Но мы понимаем, что Россия — это огромный рынок, и сейчас он будет расширяться, наверняка свою долю получат и индусы, и китайцы, и корейцы, и иранцы.
На ваш взгляд, какое индийское кино больше всего популярно в России?
Любовная мелодрама и драма, но с хеппи-эндом. У вас огромная женская аудитория, и фильм всегда выбирают женщины, которые берут с собой мужчин. Мы и экшн готовы привозить, но не все индийские боевики тут зайдут зрителю. Например, те, что по своей стилистике отличаются от привычного для российского зрителя, где герой одним ударом двадцать бандитов разбрасывает. В принципе, Голливуд делает то же самое, но там белые люди дерутся, а тут азиаты, поэтому всем смешно, никто не верит.
Мы стараемся везти фильмы универсальные по своей стилистике и тематике, которые подходят и для Индии, и для всего мира.
Почему в ваших фильмах почти всегда поют и танцуют?
Песни и танцы — прекрасный способ выразить эмоции. В кино, когда юноша влюблен в девушку, он для нее поет, в жизни, конечно, такое встречается редко. Но вообще петь мы любим, особенно когда собираемся вместе. Индусы очень эмоциональны, мы думаем сердцем и не стесняемся своих эмоций.
Кстати, песни для фильмов — отдельная и очень весомая строка в кинобюджете. В фильме «Jeans» с Айшварией Рай (самый дорогой индийский фильм 1998 года), чтобы сделать видеоряд семи чудес света для двухминутной песни «Poovukkul», команда месяц путешествовала по миру, снимая Пизанскую башню, Эмпайр-стейт-билдинг, Великую Китайскую стену, Тадж-Махал, египетские пирамиды, Колизей и Эйфелеву башню.
Сейчас выходит фильм «Тигр 3». Чтобы записать для него полутораминутную песню, ребята специально прилетали в Россию.
Как в целом устроен кинобизнес в Индии?
Это гигантская индустрия, оборот которой составляет 2% ВВП страны, а у нас, на минуточку, пятая в мире экономика. В год выходит порядка трех тысяч фильмов, но не все попадают на экраны.
В Индии есть несколько основных игроков, которые объединены по языковому и территориальному признаку. То, что весь мир знает как Bollywood — это далеко не все, а лишь часть индустрии кинематографа хинди, куда входят студии, продакшн, кинотеатры и пр. Есть Tollywood, или кино на телугу, это язык, на котором говорят в штате Андхра-Прадеш (на юге Индии), где, кстати, самое большое число кинозалов; Kollywood, в котором производят фильмы на тамильском языке; Mollywood — кино на языке малаялам. Кроме того, в небольших регионах тоже есть свой кинематограф, например пенджабский Pollywood. Но все вместе это — индийское кино.
Сколько стоит производство фильма и сколько на нем можно заработать?
Бюджет крупного фильма вроде «RRR», боевика о полицейском на службе у британцев, порядка 100 млн долларов. Хороший фильм в среднем только от проката внутри страны может заработать 700–800 млн долларов, международный прокат — еще порядка 200 млн, права на digital принесут еще 30 млн.
Популярные киноактеры — богатейшие люди в Индии. Например, Шахрух Хан, который владеет несколькими кинокомпаниями, зарабатывает значительно больше Тома Круза.
Чисто индийская особенность заключается в том, что продюсер, хотя может привлекать и других инвесторов, как правило, вкладывает в производство собственные деньги, нередко берет кредит в банке. Рискуя собственными деньгами, он больше других заинтересован в успехе.
Сколько получают звезды Bollywood или Tollywood?
Не просто много, а очень много. Популярные киноактеры — богатейшие люди в Индии. Например, Шахрух Хан, который владеет несколькими кинокомпаниями, в том числе Dreamz Unlimited, зарабатывает значительно больше Тома Круза.
Кроме гонорара, который измеряется десятками миллионов долларов, индийские звезды получают процент от прибыли, который иногда достигает 25% всей суммы.
Поэтому если популярному актеру нравится сценарий и режиссер, то он может сократить свой гонорар, но поднять свою долю до 50% от прибыли, чтобы у фильма был достойный бюджет. Естественно, потом эти деньги они опять вкладывают в кино, у большинства актеров есть свои production houses и digital platforms.
Это сейчас зрители начали интересоваться, кто режиссер, а еще лет десять назад это никого не волновало, главное, что в фильме снялся Шахрух Хан или Аамир Кхан.
Какие жанры сейчас популярны в Индии?
Экшн, любовная история и, конечно же, драмы, которые индусы снимают лучше всех в мире. Посмотрите «Непохищенную невесту» или «Меня зовут Хан» и сами все поймете. На этих фильмах все люди рыдают.
Какая у вас аудитория во всем мире?
Индийские фильмы показываются в 170 странах, и это сотни миллионов человек. Но если фильм вышел еще и в Китае, то его посмотрят порядка двух миллиардов зрителей. Кстати, самым кассовым фильмом в Китае в 2009 году была индийская комедия «Три идиота».
Как изменилось индийское кино за последние десятилетия?
Изменился подход к бизнесу. Однозальники ушли в прошлое, кинематограф полностью перешел в легальное поле и банки начали страховать проекты от провала. Следствием этого стали действительно большие деньги, которые рекой потекли в кино, что сильно повысило качество продукции.
Где-то с 2005 года индийское кино вышло на международный рынок, и мы получили миллиардную аудиторию. Выяснилось, что индийское кино любят все, но не все в этом признаются.
А табу в индийском кино есть?
Мы стараемся не трогать религию. Если что-то снимаем на эту тему, то делаем очень тонко. Откровенный секс тоже редкость, обычно если на экране появилась пара птичек или цветы, которые переплелись, то все понимают, о чем речь. Гомосексуализм совершенно не индийская тема. Фильмы про ЛГБТ есть, но они проваливаются в прокате, зрителям такой контент просто не интересен.
А больше табу нет, все можно, и национальные проблемы, и жестокость, и юмор.
Почему людям вообще нравится кино? Что в этот момент происходит с нашим мозгом с точки зрения нейрохирургии?
Разное кино приносит разное количество эндорфинов. Получите больше гормонов — будете радоваться, получите меньше — будете грустить, будет очень много — станете смеяться. А какой жанр вызывает выработку эндорфина, зависит от индивидуальности человека: есть люди, которые на фильмах в жанре хоррор от ужаса залезают под кресло, а есть те, которые хохочут в голос.
Над чем смеются индусы?
Над комедией положений, какой-то путаницей. Всем советую посмотреть «Good news», это история о врачебной ошибке, когда во время операции ЭКО перепутали сперму родителей. Или фильм «Ki & Ka», где в супружеской паре молодой человек занимает место домохозяйки, а жена делает карьеру и рулит бизнесом. Это очень качественные и смешные фильмы.
Чему индийское кино может поучиться у российского?
Русскому юмору.
Фото: из личного архива Тасина Назима