Как в 2025-м москвичи продолжают ездить в любимую Европу
Это может показаться странным, но пока статистика туроператоров показывает, что люди вопреки всему стали чаще, чем в прошлом году, посещать страны ЕС. Москвичи, которые не теряют связь с Европой, а также представители туроператоров рассказали нам о том, с какими проблемами приходится сталкиваться в путешествиях.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по международному туризму и глава Space Travel Артур Мурадян сообщил, что этим летом количество поездок в Европу «выросло на 15–20%»: «На это повлияло несколько факторов. Первый — понимание визовой истории. Туристы понимали, за сколько, как и где получать визы. Второй фактор — относительная стабильность логистики, осуществляемой через соседние страны, сделала поездки в Европу доступными и относительно комфортными по цене. Основными бенефициарами этого роста стали Греция, Испания, Италия и Франция. Если говорить о классическом туризме, организованном через туроператоров, то лидером здесь является Греция».
Тем не менее, констатирует Мурадян, говорить о массовом туристическом потоке из РФ в Европу «никак нельзя»: «Даже если мы возьмем туристического лидера Грецию, то за весь 2024 год ее, по данным Банка Греции, посетили 16,1 тыс. россиян, а до пандемии турпоток из РФ был на уровне 700–800 тыс. в год. То есть по факту мы видим сокращение в 40–50 раз».
О росте турпотока из РФ в ЕС недавно писала и европейская пресса — британская The Telegraph сообщала, что в европейских отелях выросло число бронирований для граждан РФ. В общей сложности россияне получили 552,6 тыс. шенгенских виз, что на 9% больше, чем в 2023 году. При этом, как констатирует The Telegraph, число российских туристов в среднем составляет лишь 10% по сравнению с допандемийным 2019 годом. В отдельных странах турпоток восстанавливается активнее: во Франции он достиг 20,8% по сравнению с уровнем шестилетней давности, в Португалии — 17,7%, в Италии и Испании — 12,1% и 10,6% соответственно.
Что касается цен на билеты, то, как отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, билеты «в принципе подорожали, причем далеко не только из-за отмены прямых авиасообщений»: «С пересадками российские туристы летают не только в сторону Европы. Многие популярные туристические направления по-прежнему недоступны для прямых перелетов. Поэтому говорить о повышении цены только из-за пересадок некорректно. Да и “радикально подорожавшее” направление невозможно определить: авиакомпании применяют динамическое ценообразование, поэтому на стоимость влияет много факторов». По оценкам Ломидзе, сейчас в среднем дорога из Москвы до места отдыха в Европе «составляет от 18 до 24–30 часов в зависимости от количества пересадок, места назначения и так далее».
А вот вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян в беседе с «Москвич Mag» утверждает, что билеты подешевели: «В 2022 году направления Москва — Рим продавали за 100–120 тыс. рублей туда и обратно, особенно на майские праздники или на Новый год [в конце 2022-го]. Сейчас же мы продаем направление Москва — Ереван — Рим — Ереван — Москва за 50–60 тыс. рублей. Из-за того, что билеты подешевели, турпоток увеличился только за последние два года больше чем на 100%».
Всем известно, что перелет из Москвы в Западную Европу усложнился за счет лишней посадки, причем, как отмечает Мкртчян, многое зависит от того, где ее делать: «Самый дорогой хаб — это Стамбул, и если лететь через него, то пересадка займет примерно два часа, причем багаж вы сдаете в Москве, а получаете уже в точке прибытия. До Стамбула лететь минимум четыре часа и два с половиной часа, например, до Рима. В сумме получается восемь с половиной часов. Раньше мы могли добраться до Рима за три с небольшим часа. А если мы берем более дешевые перелеты через Ереван, Тбилиси, Кутаиси или Доху, то тут стыковка будет не два часа. В этом случае надо обязательно выйти в город: получить багаж, а затем пройти по новой границу. Минимум пересадка в этом случае займет четыре-пять часов, плюс проверка на таможне».
Много проблем туристам создают закрытия российских аэропортов из-за опасностей беспилотников и введения плана «Ковер». «Проблемы с логистикой возникли из-за стыковки, особенно если летать разными авиакомпаниями, — напоминает Алексан Мкртчян. — Например, купили вы билет “Аэрофлота” или “Азимута” из Москвы в Ереван, а дальше летите из Еревана в Рим, Париж или Милан уже с другой авиакомпанией. Но вдруг случается нелетная погода, закрыт аэропорт из-за плана “Ковер” — из-за этого отменяют или переносят рейс. В этом случае всё — авиакомпания, которая летит из транзитного хаба в Европу, уже не отвечает за то, что первый рейс у вас отменили. Так вы теряете и билет, а если у вас бронь отеля, то и ее, особенно если речь идет о невозвратных тарифах. Ведь отель где-нибудь в Италии не виноват в том, что вы не вовремя вылетели из Москвы», — резюмировал Алексан Мкртчян.
Некоторые туристы жалуются, что при выезде из России или въезде из западных стран пограничники могут долго проверять документы. Были сообщения, что чуть ли не проверяли переписку в мобильных телефонах. Один знакомый, который возвращался из Испании, рассказал, что его «изнурительно» допрашивали московские пограничники в аэропорту, допытываясь, куда именно он ездил, с какой целью и с кем отдыхал.
Как отмечает Мкртчян, такие случаи в аэропортах ему не знакомы, но не исключил, что подобное вполне может быть, если въезжать через пункты пропуска на границе: «Из России нет ни одного рейса в страны Евросоюза, поэтому для пограничников вы летите не в Западную Европу, а в Ереван или Тбилиси. Так же и в странах ЕС: согласно купленным билетам, вы не летите в Россию, а в промежуточный город — Ереван, Тбилиси или Стамбул. Активнее досматривать не стали. Активно допрашивают и досматривают людей, которые едут наземно. Например, если вы из Эстонии хотите попасть в РФ. Там есть дикие ограничения, например на количество вывозимых из ЕС евро».
Москвичи, которые часто ездят в Европу или живут там, рассказывают разные истории о том, насколько сложнее им стало путешествовать. Некоторые отмечают, что за последние годы трудностей хоть и прибавилось, но не капитально. Вот история от Вадима М., который часто ездит из Москвы в Лондон, где живут его близкие родственники: «Не сказать, чтобы я сталкивался с серьезными проблемами, если не считать проблемой общую ситуацию с отменой прямого авиасообщения. Вылавливаю недорогие билеты. Средняя цена получается около 30 тыс. рублей в один конец. Раньше и многие прямые рейсы “Аэрофлота” или British Airways стоили примерно столько же. По времени и затратам усилий, конечно, стало хуже в том смысле, что это плюс один аэропорт. Если раньше я мог днем выйти из дома в Москве, а вечером уже гулять по Лондону, то сейчас это невозможно. Но есть удобные рейсы, когда ты [летишь с пересадкой] в одно касание. Лично мне удобны рейсы через Баку. Это одна и та же авиакомпания, соответственно, не надо забирать на стыковке багаж. Особенно приятно, когда разница между рейсами совсем маленькая, но тут есть опасность того, что из Москвы вылет могут задержать, тогда в пролете. Еще приятный бонус — на рейсах “Азербайджанских авиалиний” наливают азербайджанское вино или коньяк, а еще на борту можно слушать Муслима Магомаева и смотреть азербайджанское кино.
Есть и другая стратегия — летать недорогими, но неудобными билетами с долгими пересадками или переездами из аэропорта в аэропорт. Но тут открываются другие возможности. Однажды мне повезло сутки провести в Стамбуле. Там у меня живут друзья, и я с ними прекрасно провел время, гулял по городу и никуда не спешил. То есть удовольствие можно находить и в таких долгих путешествиях, но это если ты не сидишь на узлах и не коротаешь где-то бессонную ночь.
На пограничном контроле я не заметил, чтобы стали как-то активнее придираться к россиянам, улетающим из страны или въезжающим в Европу. За последние три года меня досматривали только один раз, в Баку. Чем я им не понравился, не знаю. Но все прошло корректно: досмотрели, пересчитали деньги и вежливо отправили.
И еще интересная картина. Раньше очень быстро проходили [погранконтроль] люди с европейским паспортом, а с российским — гораздо дольше, потому что таких было больше, особенно в 2022 году. Но пару раз у меня получалось как раз наоборот: поскольку с российским паспортом пассажиров [в транзитных аэропортах] было мало, я внезапно оказывался в преимуществе».
Другой москвич, точнее, бывший москвич Иван К., который давно живет в Берлине, рассказал о трудностях, с которыми стали сталкиваться его родственники при выезде из РФ: «Я с 2022 года живу в Германии и в этом году задался целью привезти сюда родственников, которые остались жить в разных российских городах — мама живет в Москве, а дочь — в Оренбурге. Это была какая-то невероятно сложная история, которую вряд ли можно было бы представить еще четыре или пять лет назад.
Мы долго думали, в какую страну ЕС им въезжать, потому что Германия в лучшем случае дает визу на даты поездок и у тебя должны быть подтверждены гостиницы и прочее. И все это долго рассматривается. Мы выбрали Францию. Процедура подачи документов на визу была тем еще испытанием. Визовые центры в России переполнены, там запустили платные боты, которые выбивают слот в очереди. Это стоит примерно 6 тыс. рублей с человека. Слот мои выбили, но в тот же день появилась новость о том, что французы перестали принимать пятилетние загранпаспорта, только с биометрией. А у дочки как раз был такой старый загранник. И чтобы не рисковать, мы сдали билеты и решили переподаваться уже после получения нового документа. У меня была помогаторша, которая тоже какие-то деньги взяла, и в момент, когда я решил сюда привезти родных, я перестал уже считать деньги, потому что стригут как с куста везде и всюду.
В общем, пришлось вставать в очередь повторно, причем в визовом центре в Питере, где у помогаторши были связи и не надо было платить за чат-бот. Но там тоже была своя заморочка. Поскольку дочь у меня несовершеннолетняя, там сказали, что подаваться можно только с опекунами, то есть родителями. Мне повезло, что бывшая жена в тот момент тоже была в Питере, и все прошло более или менее нормально, если не считать, что мою маму там развели на 8 тыс. рублей за VIP-зал. Сказали, что конец рабочего дня и могут оказать услугу только VIP-клиентам.
Когда все документы собрали, купили билеты, французы выдали визу лояльно, не только на даты поездки. Поездка дочери и мамы составила 16 дней, а им выдали визу на месяц, что было очень хорошо.
Вторая важная проблема — это путь на перекладных. Поскольку мама плохо знает английский, а дочка еще маленькая, надо было их как-то без проблем доставить. И они полетели во Францию через Ереван одной авиакомпанией. Не сказать, чтобы получилось дешево, зато относительно удобно, без беготни с багажом на стыковке. На границе особо не доставали, посмотрели документы на ребенка, что есть нотариально заверенное согласие на поездку от обоих родителей, и спокойно пропустили.
Сейчас в Германию приехали родители жены на лечение по медицинской визе, но такие варианты в Германии прокатывают быстрее и проще, а остальные неохотно.
За последние годы вообще визовые сборы стали дороже, очереди на визу — длиннее. Едешь на перекладных, в основном через Стамбул, Ереван или Тбилиси. Но мне кажется, что в Ереван и Тбилиси билеты стоят недешево. В какую-нибудь Анталью иногда получается дешевле. А вот если лететь в Германию, то знакомые из Оренбурга добирались туда через Казахстан, до которого ехали на автобусе, а оттуда, проведя ночь в Уральске, прилетели во Франкфурт-на-Майне. Это оказался недорогой вариант. В общем, если резюмировать, стало сложнее, особенно если нет много денег».
Еще один москвич, Виталий Ш., который часто ездит отдыхать в страны ЕС, признал, что сталкивался при выезде с проблемами и вопросами: «Само оформление виз и покупка билетов — это не проблема, хотя с бронированием отелей стало сложнее и с валютой проблемы. Чтобы обменять доллары или евро, надо постараться поискать нормальные банки, некоторые дают старые купюры американской валюты, которую не везде и не всегда принимают. Многие земляки ходят с наличностью, если они не сделали карты в неподсанкционных юрисдикциях. В Испании и Франции, куда я летаю регулярно, не было каких-то притеснений, а вот при выезде и въезде в РФ то и дело косо смотрят на границе, и такое бывает, даже когда летаешь куда-нибудь в Грузию. Однажды, возвращаясь из Батуми, куда я ездил по делам на пару месяцев, во Внуково с таким великим подозрением спросили, действительно ли я только в Грузию летал, подразумевая, видимо, другой вопрос — не был ли я, дескать, где-то еще тайком, хотя в загранпаспорте было все указано. Насколько я понимаю, такие странные вопросы возникают, если долго живешь за границей — дольше, чем сгонять в отпуск. Знакомые рассказывали, что у них при возвращении из Европы проверяли телефоны, смотрели подписки и прочее. Бдительность проявляют. Но лично я с таким не сталкивался».

