Телеграм-канал «Антиглянец» подвел итоги года, назвав главный — московская светская жизнь сдохла. Светская жизнь бодро огрызнулась в ответ — раз итогов набралось так много, вряд ли диагноз настолько точен. Сердар Камбаров и Маша Федорова вообще не заметили, что что-то пошло не так: их смело можно записывать в активисты жанра.
Да и действительно, что там лукавить — если главная претензия к гламурной Москве в том, что новыми героями стали ее главные создатели и летописцы, то «Антиглянцу» грех прибедняться. Они давно заняли опустевшую нишу бывших главредов глянца, что вместе с многочисленными сотрудниками издательств — от пиарщиков до владельцев — испокон веков составляли значительную часть гламурной тусовки. Вслед за ними подтянулись админы самых разных тг-каналов — от «Парнасского пересмешника» и «Бахчисарайских гвоздик» до адептов старого доброго люкса вроде «Бедной Богатой девочки», «Мамкиной модницы» и Drunk Fashion. Чем они теперь не звезды? Как и модные ютуб-блогеры, ставшие новыми «лицами из ящика», — тоже важный тренд года.
Помню, как на одном из первых весенних мероприятий в охреневшей от всего происходящего Москве (дело было на показах внезапно забившегося в активностях «Модного сезона») толпа бросилась к Надежде Стрелец с телефонами за селфи, примерно как обычно бросается к Филиппу Бедросовичу. И пусть Стрелец пока не собирает вокруг себя по 20 камер телеканалов, звездный статус ее уже неоспорим. Да и бодрые частные вечеринки вышеупомянутых блогеров, что раньше и главреды себе не могли позволить, — лишь подтверждение взятой планки.
Сказка эта не нова — такое было уже не раз и не раз будет. Помните, как в 1950-е молодой фотограф Энтони Армстронг-Джонс бросил архитектуру ради светских репортажей, открывших ему двери в британское высшее общество? Дело закончилось, как известно, его свадьбой с сестрой английской королевы и титулом лорда Сноудона. По проторенной дорожке недавно успешно пошагал Герман Ларкин, маркетолог и фэшн-байер российского происхождения, ставший самым модным свадебным фотографом у мировых звезд — не удивительно, что он и сам стал знаменитостью с большим ревю о нем в The New York Times, вышедшем в сентябре, в разгар политики отмены всех русских. Да и все мы со времен первых серий «Секса в большом городе» знаем, что пиарщики и колумнисты часто становятся героями светских хроник — как стали ими все первые лица глянца от Анны Винтур до Карин Ройтфельд.
Красивые ужины от мировых брендов теперь сменили званые вечера от самих ресторанов. Многочисленные гастрономические вечеринки — закрытые дегустации, предоткрытия, постоткрытия, повторные открытия и просто хорошие ужины, потому что недавно запустились, — заполонили город и светские календари.
Запущенная в свое время Ильей Тютенковым традиция закрытых звездных дегустаций переросла в гламурные светские праздники и многочисленные суаре всех мастей — от завтрака с лекцией Алены Долецкой в «Хорошей девочке» до арт-ужина в честь Дягилева в открытом после масштабной реновации Novikov restaurant & bar. С легкой руки поклонницы Мельпомены Жени Линович в «Зойке» читают стихи брусникинцы, а в Saviv поют артисты театра «Шалом». Модная повестка привела к программе поддержки женщин на кухне, за которую отдельно ратует White Rabbit Family — не иначе как с подачи Ирины Зарьковой: в She к зиме запустили коллаборацию звезд и женщин шеф-поваров, создавших совместное меню. Особенно хвалят цыпленка табака от Кати Мцитуридзе.
В главные гурманы столицы тем временем неожиданно записался Филипп Киркоров. Появившийся чуть ли не благодаря Вике Шеляговой на открытии летней веранды «Гвидона», Филипп Бедросович вдруг вошел во вкус. Уже к осени открытие ресторана без него — как шоу Рудковской без Билана, сложно себе представить.
А в «рестораторы года» к изумлению московской публики агрессивно выбился Антон Пинский, который вслед за Ava и Patriki открыл суперуспешный Loona, этнический Folk, итальянский с японским прищуром Rocky 2, похожий на шкатулку маленький Amber, девичий Blondie, а потом зацементировал успех в последних числах декабря двойным ударом — запуском The Greeks с Владимиром Чистяковым и по-мишленовски гастрономического ресторана кухни модного Парижа Le Pigeon от шеф-поваров Трояна и Ковалькова.
Вслед за Пинским на звание модного ресторатора подал заявку и Тимур Юнусов, сначала выступив партнером по запуску сети Stars Coffee на месте Starbucks, а затем встречая гостей в новеньких Greeks и Le Pigeon. Впрочем, светского персонажа из Тимати так легко не сделать — тут любая Анна Павловна Шерер отметит, что умение вовремя сказать bon mot, красиво войти и элегантно закруглить беседу популярному хип-хоп исполнителю пока не удается. Впрочем, заглянувшие к нему на огонек Валерия с Иосифом Пригожиным могли этого и не заметить.
Удар в конкуренции с Антоном и Еленой Пинскими красиво держит лишь чета Зарьковых и делает это неизменно элегантно. Ужин в честь 11-летия ресторана White Rabbit был по уровню угощений и собравшейся публике ослепительно блестящ. Да и открытие ресторана «Ikra Москва» собрало на изысканные суаре «для своих» всех cremedе la creme светской Москвы. И надо отдать должное ловкости Ирины Зарьковой, умеющей объединить за столами своих ресторанов самые непредсказуемые миксы гостей: где еще вы можете на одном мероприятии встретить потерявших взаимную симпатию Наталью Шкулеву и Яну Рудковскую, увидеть половину админов каналов Кристины Потупчик или застать прошедших светские бури Наталью Максимову и Полину Киценко.
Многие вещи остались неизменно плохи, что показывает определенную стабильность — кинофестивали и премьеры по-прежнему собирают самый загадочный микс людей в свитерах и платьях в пол, пополняя рейтинги самых плохо одетых звезд. На Московском кинофестивале, растерявшем последний гламурный блеск, это отразилось крайне губительно — на любой премьере в Барвихе при поддержке Mercury можно встретить больше красивых женщин, чем на самом масштабном кинофоруме страны. На общем фоне оглушительного захолустья лишь прошедший в начале декабря фестиваль «Зимний» неожиданно плеснул позитива в эту бочку дегтя — фильмом открытия фестиваля стала картина Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием». Пришедшие поддержать режиссера Константин Эрнст и Ксения Собчак с Константином Богомоловым разнообразили киношный ландшафт спонтанными брызгами гламура.
Ну и как забыть про главные развлечения новогодней Москвы — ледовые шоу от Татьяны Навки и Яны Рудковской, «Сказки Шахерезады» и «Снегурочка» соответственно. Неизменное «Ледовое побоище» двух титанов. Естественно, и там, и там не обошлось без Филиппа Бедросовича — самый активный светский гость декабря, Филипп, кажется, заезжал домой только переодеваться. Москва за этот месяц увидела весь спектр розового, оранжевого и блестящего от единственного небожителя поп-сцены, не унесенного ветром. В «Сказках Шахерезады» Филипп озвучил крайне подходящую ему роль джина — к немалому восторгу присутствовавшей на премьере Ольги Бузовой, кажется, готовой исполнить все роли сразу. Тем более в шоу, где все блистали в невероятных костюмах, играла музыка Антонова и из «Шербурских зонтиков», и Камила Валиева выходила в роли богини.
Яна же на премьеру собрала тяжелый гламур в лице четы Расковаловых и Шеляговых, а «Снегурочку» с Сашей Трусовой наполнила чертями, народными гуляньями, всевозможными колдунами и волшебниками, а также неизменными танцорами балета — у постановщика шоу Сергея Филина они задействованы даже в масленичных хороводах.
Милой и простой Снегурочке даже в окружении чертей трудно конкурировать с восточными танцами и джином, но Яна тут же вытащила козырную карту, объявив о новом мировом рекорде — 139 участников одного шоу, да еще Саша Трусова на пуантах. Это, несомненно, должно вдохновлять — мы уже все немного в этом году чемпионы мира по разнообразным прыжкам на скользких поверхностях, если нам осталось только встать на пуанты, то, пожалуй, это меньшая из бед. И что бы нам ни принес следующий год, если он начнется с Филиппа Киркорова на открытии очередного ресторана Антона Пинского, то будем считать, что какая-то стабильность в этом городе все-таки есть.