Двадцатипятилетнего уличного художника Диму Бочкова жители Москвы знают по вызывающему тегу «huy» и надписям на стенах вроде «Держу райончик от Курка до Покровки». 1 ноября в «Гоголь-центре» открылась его первая выставка «Искусство отчаяния». Выставку в рамках программы «Гоголь-Арт» курирует автор «Москвич Mag» Евгения Гершкович.
Дима рассказал, почему стал уличным художником, как выбрал свой тег, в каких районах лучше работается и как его работа «Вчера хотел умереть но сегодня уже вроде норм» попала в фильм «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова.
Как выпускник колледжа при Бауманке, учившийся на физтехе, начал заниматься стрит-артом?
В целом хотел попробовать себя в искусстве. Эта сфера казалась магической и, как следствие, максимально сложной в отличие от более прикладных видов деятельности вроде программирования или бизнеса. Искусство мне виделось параллельной реальностью, чем-то способным вызывать у людей желание продолжать жить.
Я, например, мир считаю прекрасным не от того, что в нем есть достижения вроде интернета, смартфона или телеграма. Без всего этого вполне можно жить, пусть и с меньшим комфортом. Скорее потому, что в мире были прекрасные художники типа Мунка, Алехина или Сперанского.
Короче, почему-то меня лично в реальности больше всего торкает эта эфемерная х..ня под названием «искусство». Это сок, это жизнь, это стоит того, чтобы жить. А больше в принципе х.. знает, ради чего жить. Не ради же приложения под андроид… Хотя я люблю решать прогерские задачи. Это чисто тренировка для мозга, за которую еще и платят бабки, лол.
Это почему я занялся искусством. А конкретно стрит-арт выбрал потому, что нравится всякий экстрим и андерграунд. Люблю делать что-то нестандартное, а размещение объекта на улице — довольно интересный экспириенс.
Помню, как впервые дотронулся до стены, когда делал свой первый арт. И это было о..енно.
Вот вы часто трогаете стены домов на улице?
Для вас это, наверно, дико — они же грязные и вообще уличные. Я через это переступил. Теперь для меня улица словно дом. Открылась новая плоскость бытия. Знаю фактуру краски, штукатурки, знаю, что на каких-то домах она ровная, на каких-то пупырчатая, где-то шершавая. Где-то краска как мел, где-то глянцевая. Короче, интересная тема.
Стрит-арт — это адреналин. Надо сделать все незаметно, быстро, аккуратно, плюс не нужно искать зрителя. Просто выбираешь заметное место, и все — у тебя есть зритель! Ну и интересно обыгрывать пространства, понимать, как устроены потоки людей.
Расскажите о первых работах на улице. Как это было? Вы были один?
Первую работу сделал на улице Солянка. Тогда у меня появилась идея клеить картонки с надписью «huy» на улице. «Huy» — это мой тег.
Сперва начал тегать, но понял, что на теги никто не обращает внимания, и вообще это искусство в себе. Хотелось большего. Для начала — стать более заметным. Придумал вынести теги в третью плоскость, выделить их и сделать все это максимально дешево, нетрудозатратно.
Дома написал на картонке «huy». Перед этим сходил в хозмаг, поинтересовался у продавца, чем приклеить к стене картонку, закупился материалом, сложил все в рюкзак и вышел на улицу. Был один. Было очень стремно, парило: вдруг кто докопается или просто подумает, что я какую-то фигню делаю. Дождался, пока поток рассосется, и стал клеить. Там как раз от предыдущего художника осталась рамочка.
Это в том числе натолкнуло меня на мысль, что размещать свои объекты можно и на улице.
Помню, через пару часов вернулся на место проверить, висит ли работа. Она упала, валялась рядом. Ну я поднял и приклеил заново.
Потом еще пару недель проходил по этой улице, иногда попадал аккурат в тот момент, когда работа уже валялась рядом — тогда приклеивал заново. Потом она все-таки пропала. Итого провисела недели три. Прикольно.
Как появилась работа «Держу райончик от Курка до Покровки»?
Я жил тогда в районе «Курская»—«Чистые пруды»—«Таганская», часто бывал на Покровке. Мне засела в голову фраза «От Курка и до Покровки» из одного рэп-трека музыкального коллектива «Працтал Фрактал». Я решил ее воплотить в своей работе и повесить рядом с Покровкой. Плюс тогда планировалось мое интервью в паблике Kurok Moscow. Решил сделать этот арт специально для них, чтобы фотограф Гоша и один из ведущих этого паблика пофоткали меня в процессе.
Какие еще работы вам кажутся самыми запоминающимися?
Из уличных самая крутая — «Вчера хотел умереть но сегодня уже вроде норм». Я тогда карабкался по водосточной трубе посреди бела дня на этот козырек аптеки, тупо сидел и ее клеил. Забавно, что в процессе меня узнала подписчица и даже пофоткала.
В целом на меня в процессе вроде никто особо не обращал внимания. Ну или я не заметил. Все-таки я был в стрессе и старался делать все быстро и как можно аккуратнее.
Еще фартануло сильно, что картонки идеально улеглись в нишу, я же заранее не измерял. Удача. Вообще мне все мои уличные работы нравятся, с каждой связана какая-то история. Когда вешал «Не могу сделать выбор потому просто жду» (это был вечер пятницы, кажется), встретил уличного бродягу, которого и до этого встречал раза три на Садовом. В итоге он стал мне помогать делать эту работу, подавал картонки, палил обстановку.
Розовый «Привет» клеил ночью зимой. Погода стояла хорошая, приятно, снег падал. «С ДР» клеил под утро в свой ДР. Такое предновогоднее было настроение, легкий морозец, снежок, пустая Солянка, светофоры пингуют, а дома потом тепло, еще и работу сделал хорошую. Отфоткал, пост выложил, лайки собирает, кайф вообще! Это, правда, больше про мои личные дзен-впечатления, нежели cool story. Мне в таком формате в основном все запоминается.
Как придумали тег «bochkovhuy»?
«Huy» просто мой уличный тег. Я подумал, что ни с каким словом себя не идентифицирую, никнейма как такового у меня нет, поэтому решил взять максимально подходящее для надписей на стенах слово. Классика русского искусства, слово «х.й» в написании латиницей, стала моим уникальным тегом. Bochkov — просто фамилия. Нужно было аккаунт в инстаграме как-то назвать, решил фамилию, плюс тег, о чем в итоге долго жалел, потому что не анонимно. Впрочем, в интернете анонимности ноль.
В разных районах на улице работается по-разному?
Есть места цивильные, с красивыми чистыми зданиями, где клеить арт скорее неуместно. Это районы вроде Тверской.
Китай-город с обшарпанными домами, где много тегов, баффов — идеальный район для стрит-арта. На Китай-городе большой поток людей, в том числе молодых, более открытых к духовному, много ниш в домах.
Ниши вообще интересная особенность московской архитектуры. На домах очень много таких вот пустых рамок, куда хорошо укладывать работы. В спальных районах работать менее интересно. Кому там нужен мой арт? Да и затеряется он.
Как вы решились на первую выставку?
Вообще выставки — это то, что я делал на улице, но формально первую выставку сделал дома на Таганке, когда съезжал оттуда. Снимал простенькую однушку в бабушкином стиле, мне тогда нравился такой советский lo-fi ремонт.
У меня был старый столик, на котором я нарезал свои картонки. Кухню переоборудовал в мастерскую, там рисовал, закрывая дверь и открывая окно, чтобы токсичные испарения от баллончика не разносились по всей квартире.
Когда решил оттуда съезжать (захотел бросить прогать и начать бродяжничать, жить по впискам, подниматься как художник), позвал своих подписчиков на Bochkovhuy RIP mini party. Расставил арты по хате, врубил музло на ноутбуке, ну и все. Стали приходить люди, битком набилась хата, тогда даже блогера-бродягу Фишая позвал, и он пришел.
В общем, классно провели время, всем понравилось. Удивился, что на фан-встречу кто-то пришел. А на следующий день я впопыхах собирал вещи, чтобы уехать. Принимавший ключи риелтор удивился, что вместо скромного паренька-программиста застал на объекте какого-то странного художника.
После я сделал еще одну выставку на заброшке, рядом с Тверской. Чтобы ее посмотреть, нужно было перелезть через забор, что было довольно весело. Ни одна галерея такого энтертейнмента не имеет, плюс локация в самом центре Москвы, открыто 24/7.
Когда покидал свою мастерскую в 105 квадратов в полулегальной заброшке на Арбате, организовал Bochkovhuy RIP party 2. Опять созвал своих подписчиков. Там уже было очень много людей: пришел диджей с оборудованием, афтерпати до поздней ночи. Масштабно получилось.
Выставка в более классическом понимании, в «Гоголь-центре» — моя первая.
Моя фраза «Вчера хотел умереть но сегодня уже вроде норм» попала в фильм «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Кто-то из подписчиков запостил в сторис кадр из фильма с моей фразой, я репостнул с комментарием «Где мои роялти… » и отметил Серебренникова. Неожиданно Кирилл мне ответил, извинился, что без спроса фразу использовал, не знал об авторстве. Ну а я в принципе не против, наоборот, рад, что она туда попала. В результате Кирилл респектнул моим артам, предложил организовать выставку, на что я согласился.
Короче, сам я в галереи попасть не пытался. Однажды, правда, разослал свои работы по списку из десятка галерей с предложением выставиться. Пара из них ответила, что я не их формат. Ну и ладно, мне интересно просто делать арт, а не искать, где его выставить.
В инстаграме неплохие охваты, до 300 тысяч за пост достигают, что вроде как больше офлайн-охвата галерей. С другой стороны, галереи — это возможность увидеть работу вживую, плюс статусность (все серьезно). Так что, если кто-то предложит выставиться, конечно, буду рад.
Хотелось бы, чтобы мои арты попали в какие-нибудь долгоживущие экспозиции, все-таки вживую они смотрятся еще лучше, чем на Xiaomi фотографии. Объекты большого размера выглядят эпично. Хорошо бы они сохранились и чтобы у желающих была возможность их увидеть.
Фото: instagram.com/bochkovhuy