«Критическое мышление отключается, когда люди слышат о деньгах» — юрист Юлия Осичанская
В видеоблоге «Есть нюанс» практикующий юрист и гроза российских инфомошенников Юлия Осичанская выводит на чистую воду десятки «менторов» и «наставников», онлайн-школы, «институты» и курсы, обещающие за деньги научить ошеломляющему финансовому успеху. Юлия рассказала «Москвич Mag», как разобраться в офертах и пользовательских соглашениях, почему надо внимательно читать написанное в договорах мелким шрифтом и не бояться отстаивать свои права.
Юлия, почему вы нацелились именно на так называемый инфобизнес?
Это часть реальности, в которой нам приходится существовать. Очень много людей ежедневно покупают продукты «инфоцыган» из-за колоссального количества рекламы и желания получить волшебную таблетку от всех проблем. Люди оказываются максимально уязвимыми. Критическое мышление у многих из них отключается, когда они слышат о деньгах, которые смогут заработать, пройдя чудодейственное обучение. Ими проще манипулировать, легко убедить совершить покупку.
Какими из своих разоблачительных кейсов вы гордитесь?
Один из самых запоминающихся — дело «наставника» Анны Бородиной. Она продавала обучение по заработкам на Wildberries за 2 млн рублей и гарантировала ученикам построение бизнеса, который будет приносить в месяц от 1 млн рублей. Помимо оплаты услуг самой Бородиной обучение требовало вложений в товар, его рекламу, логистику — в общем, еще на несколько миллионов. Таких денег у учеников не было, в кредитах им отказывали, и тогда Бородина связывала подопечных с брокерами, которые устраивали им кредиты на 5 млн на строительство домов. Естественно, обучавшиеся на курсах никаких доходов не получили.
Я веду гражданские дела четырех девушек. По двум искам о взыскании стоимости услуг мы уже получили решения об их удовлетворении, другие два пока рассматриваются. Мне также удалось добиться возбуждения уголовного дела, в котором потерпевшими признаны 11 учеников Бородиной. И хотя оно возбуждено «в отношении неустановленного лица» и расследуется вяло, меня радует промежуточный результат. Дело в том, что гражданские дела такого рода чаще всего заканчиваются в пользу «наставников», а уголовные вообще не возбуждаются.
Ваше расследование деятельности так называемого Международного института дополнительного профессионального образования Smart прогремело в интернете. Вы ожидали такой реакции?
Эта история началась нетипично. Меня пригласили выступить в качестве эксперта в видеорасследовании про онлайн-образование на канале «Осторожно, Собчак». Из двухчасового интервью, в котором я рассказывала о проблемах онлайн-образования, на монтаже удалили 95%. И это не проблема. Проблема в том, что оставшиеся 5% смонтировали таким образом, что моя позиция была весьма комплиментарна. В общем, видео оказалось вовсе не разоблачением онлайн-института Smart. Кто-то из моих подписчиков даже подумал, что я получила деньги за «правильное» мнение. Именно поэтому мы решили сделать честную, на наш взгляд, «рекламу» этому институту, тем более что пару раз мне в телеграм-бот уже писали с просьбой разобрать его.
Люди уже устали от навязчивой рекламы, сомнительных обещаний и попыток сервисов и компаний их обмануть, построив красивый фасад поверх ветхой избы.
Мы обнаружили много интересных деталей о Smart, начиная с его названия, причин, по которым он называется международным, их техник продаж и заканчивая теми самыми легендарными дипломами MBA, которыми они так гордятся. На сайте «Профи.ру», кстати, Smart указан в списке компаний, чьи дипломы не принимаются для работы на платформе.
Думаю, видео получило большой отклик не потому, что оно какое-то особенное, а потому что люди уже устали от навязчивой рекламы, сомнительных обещаний и попыток сервисов и компаний их обмануть, построив красивый фасад поверх ветхой избы. Таких институтов, школ, курсов, как Smart, на рынке много, разница только в рекламном бюджете. И моя задача не разоблачить каждую компанию, которая так или иначе обманывает потребителей, а показать, на что обращать внимание при их выборе.
Ваш видеоблог недавно заблокировали. На вас пытаются оказывать давление?
Давайте будем считать, что это сделали недоброжелатели. Какие-то нехорошие люди. Зато после блокировки канала мы поняли, что точно на верном пути. И, конечно, очень рады, что смогли вернуть канал.
Как возникла идея выйти в публичное поле и запустить блог?
Это решение я приняла во время второго декрета от скуки. Изначально в теперь уже запрещенной соцсети я рассказывала о правах мам: как взыскать алименты и добиться их получения, как оформить пособия и выплаты на детей, какие они вообще бывают — далеко не все это знают. К сожалению, даже сотрудники МФЦ и соцзащиты не всегда могут подробно и понятно разъяснить, что семья в том или ином регионе может получить.
Мой муж запустил таргетированную рекламу — и понеслась. Благодаря блогу я получила не только клиентов, но и обратную связь от людей, которые не могут позволить себе юриста, но хотят отстаивать свои права. И поняла, что мне мало просто работать по профессии — я хочу делиться знаниями, ведь они касаются каждого из нас. Тогда мы перешли в YouTube, чтобы иметь возможность записывать длинные видео и более подробно рассказывать о нюансах в юриспруденции. Видео о правах потребителей нашли наибольший отклик. Сейчас зрители сами создают наш контент: они пишут обращения в бот, мы выбираем самые популярные темы и рассказываем о них. И, конечно, я делюсь практикой, которая, по нашему мнению, будет интересна подписчикам.
Вы говорите «мы». У проекта «Есть нюанс» большая команда?
Мы — это я и мой муж Максим. Все, начиная с написания сценария и до монтажа видео, мы делаем вдвоем. Юридическая составляющая текста за мной, сценарий, работа световика, оператора, монтажера, шутки за ним. По образованию Максим тоже юрист, но по призванию — юморист.
Какие заблуждения в сфере защиты прав потребителей самые распространенные?
Чаще всего мои подписчики заблуждались в том, что, если они купили что-то и согласились с офертой или подписали договор, они автоматически согласились с его условиями. Даже если они незаконные. А значит, ничего сделать уже нельзя: у всех на слуху был «принцип свободы договора» из Гражданского кодекса.
Чаще всего по описанию предмета договора уже можно понять, насколько ваши ожидания от услуги совпадут с реальностью.
Теперь же у моих подписчиков на слуху фраза «не подлежат применению условия, ущемляющие права потребителей». И я очень этим горжусь. Что бы инфобизнесмены ни писали в своих офертах, любые условия, которые нарушают закон и ухудшают положение потребителя, признаются недействительными и не будут применяться.
Как человеку без юридического образования понять по договору оферты, добросовестный продавец или нет?
Для начала изучите предмет договора. Если вам продают обучение и освоение новой профессии, а в договоре в качестве предмета указано предоставление доступа к платформе или видеолекциям, никто вас обучать не собирается. Все, что исполнитель считает нужным сделать для вас, это дать доступ к урокам, которые, скорее всего, окажутся не самыми актуальными и не лучшего качества.
То же самое, если обещают, например, раскрутить ваш блог или найти вам модельное агентство, а в предмете договора указывают проведение консультаций или стратегических сессий. Скорее всего, заключив такой договор, вы будете все делать сами, а исполнитель будет с вами созваниваться, вдохновлять фразами о том, что у вас все получится, и зачитывать статьи из первых строк поисковика. Чаще всего по описанию предмета договора уже можно понять, насколько ваши ожидания от услуги совпадут с реальностью.
Следующий важный пункт — правила возврата денег при отказе от услуги. Из них должно следовать, что деньги возвращаются за вычетом фактически оказанных услуг. Если отказаться нельзя или можно только в течение определенного времени, или с вас удержат что-то лишнее, я рекомендую воздержаться от такой покупки.
Если в рекламе вам что-то гарантируют, обязательно убедитесь, что эти гарантии присутствуют в оферте, и внимательно изучите, какие условия нужно соблюсти. Иначе вместо гарантии вам скажут, что вы повелись на маркетинговый ход.
Изучения этих разделов будет достаточно, чтобы понять намерения компании, с которой вы хотите связаться. Безусловно, это не все — подводных камней много, более подробно о таких нюансах мы рассказываем в наших видео.
Если человека все-таки обманули — курс не соответствует обещаниям, деньги не возвращают. Что делать?
Направьте в первую очередь досудебную претензию. Некоторые компании не хотят доводить дело до суда и просто вернут деньги, понимая, что в противном случае потеряют больше. Если же вас и после этого игнорируют, подавайте иск в суд. Можете обратиться в ближайший к вам. От госпошлины вы освобождены, если нужно вернуть до 1 млн рублей. В случае вашей победы ответчик дополнительно выплатит вам компенсацию морального вреда и штраф за то, что не выплатил деньги по досудебной претензии.
Если заранее понятно, что компания игнорирует претензии и отказывает в их удовлетворении, то есть мы понимаем, что в итоге точно будет суд, смысла тратиться на юриста нет. Можно отправить претензию и из интернета. Но если таких сведений у вас нет, то как раз доводы в претензии играют большую роль и юрист будет очень кстати. Грамотно составленная претензия со ссылками на законодательство, доказывающими незаконность пунктов оферты, по которым компания отказывается вернуть деньги, увеличивает шансы выигрыша без суда. Иными словами, в интернете много инструкций, даже как дом построить. Хотите — пробуйте сами, не хотите — наймите строителя.
Мошенничество, то есть хищение имущества или денег путем обмана или злоупотребления доверием — именно этим занимаются большинство наставников и курсоделов, которые имеют медийность, но не обладают экспертностью. Зная, что они обещают то, чего не могут дать, так как не являются экспертами, и получая за это деньги от подписчиков, которые им доверяют, они совершают именно мошенничество.
Какие изменения в законодательстве необходимы для более эффективной защиты прав потребителей?
Помимо обновления закона о защите прав потребителей я бы очень хотела ужесточения ответственности компаний за включение в оферту пунктов, которые ущемляют права потребителей. Сейчас за такие нарушения грозит максимум административная ответственность, и она никого не пугает. Компании дешевле заплатить штраф, чем внести в оферту изменения, которые приведут к существенным финансовым потерям. Более серьезные санкции вплоть до прекращения деятельности заставят руководителей думать не только о прибыли, но и о своих клиентах.
Фото: из личного архива Юлии Осичанской

