Минтруда утвердил профессиональный стандарт «Писатель». И как теперь писать дальше?
Так получилось, что я — писатель. Не в высоком смысле, не с большой буквы и уж точно не Достоевский и не Пелевин, но несколько книг написал и получил соответствующую регистрацию. И в этом смысле между мной и Чеховым разницы большой нет. Да и с Дарьей Донцовой тоже. Вопросы количества написанного и особенно качества оставим за скобками. При этом важно заметить, что членом какого бы то ни было союза писателей я не являюсь. Членство в такой организации тоже не делает тебя Буниным или Набоковым. Впрочем, они, кажется, в эти профсоюзы не входили, и у меня с гениями снова оказывается что-то общее.
Как писать книги? Садишься — и пишешь. Это если в двух словах, в общем. Но такой подход к делу недопустим! Видимо, так рассуждали в Минтруда. Потому что в среду это министерство выпустило приказ «Об утверждении профессионального стандарта “Писатель”». Любопытно, что в действие он вступит еще только с 1 сентября будущего 2026 года. И имеет срок действия — 1 сентября 2032 года. То ли за это время всех писателей приведут к утвержденному стандарту. То ли уже и приводить некого будет — это мы через шесть лет и восемь месяцев увидим.
Но что же входит в утвержденный приказом министерства стандарт? Может быть, на семи страницах приказа раскрыты секреты мастерства или обозначен верный путь к сердцам читателей? Я изучил документ внимательно. Хотя бы потому, что и сам, как уже сказано, считал себя каким-никаким, а писателем до сегодняшнего дня.
Вид профессиональной деятельности описывается как «реализация художественного замысла в литературном произведении». Что ж, свежо и ново! Кто бы мог подумать. В разделе «Обобщенные трудовые функции» в столбце «Возможные наименования должностей» указано «писатель». Но круг еще не замкнулся, если вы вдруг так подумали. Есть еще раздел «Трудовые действия». Там перечислены «разработка замысла», «написание основного текста», «первичное редактирование», «подготовка текста для передачи в издательство». Среди необходимых умений перечисляются способности создавать произведения, использовать разные жанры и стилистическое и лексическое богатство языка. А еще необходимо знать родной язык как таковой, а с ним еще историю и культуру России.
Потом идет детализация, ведь произведения бывают и аудиовизуальными, а значит, нужно владеть еще и техническими средствами, уметь работать в коллективе. Для критиков и специалистов по переработке и инсценировке произведений тоже предусмотрены соответствующие пункты и подпункты, где обозначено все то же самое, что на предыдущих страницах, но с уточнением, что и критики, и инсценировщики должны владеть русским языком и знать культуру и историю страны. В разработке стандарта участвовало шесть организаций. А Ассоциация союзов писателей и издателей была ответственным разработчиком, то есть всего уже семь.
Бюрократия — прекрасная наука. Или даже профессия. И для нее тоже нужно утвердить отдельный стандарт, где в такой же форме и с такими же деталями все расписать. Как важно владеть русскими буквами, чтобы писать по-русски. Как важен навык использования цифр, чтобы вести подсчеты. Как важно иметь пальцы для написания и глаза для чтения. А еще голову на плечах, оснащенную мозгом, для лучшего восприятия написанного.
Как часто нам попадались подробнейшие инструкции по пользованию очевидными вещами вплоть, извините, до туалетной бумаги. И как часто при встрече со сложным изделием или процедурой мы видели инструкцию из пары пунктов в духе «не дураки, как-нибудь сами разберетесь». Но вот перед нами семь страниц стандарта. И еще восемь месяцев на то, чтобы попробовать этому стандарту соответствовать.
Так все-таки раскрыты ли в стандарте секреты мастерства и обозначен ли верный путь к сердцам читателей? Стану ли я после освоения стандарта не то что Чеховым, но хотя бы Нестором Кукольником?.. Вы тоже не уверены? А мог ли я без документа Минтруда догадаться, что для писательства мне понадобится знание языка и какие-то представления об истории и культуре? До 1 сентября 2026 года, пока стандарт формально не вступил в действие, как работать? И как вообще кто-то что-то писал до сих пор, не имея ориентира от Минтруда? И как без этих стандартов Маяковский и Есенин стали теми, кем стали?
Но, главное, что же все-таки произойдет 1 сентября 2032 года, когда срок действия стандарта истечет? Неужели после него знание языка и истории уже не будет обязательным? Или к тому времени некому будет писать?

