«Мне придают уверенности успехи наших выпускников» — основатель школы masters Полина Бондарева
Новое пространство школы masters DOM открылось на Софийской набережной. Частный образовательный проект в этом году отмечает юбилей. «Москвич Mag» попросил основательницу школы Полину Бондареву подвести итоги и рассказать о планах московского центра.
Все время крутится в голове формула, которую увидела на сайте masters, от Марины Лошак: «чувствовать важнее, чем знать». Не могу в себе разобраться с этим вопросом и потому переадресовываю его: как для вас, Полина, что лучше?
На самом деле очень хороший вопрос. Мне кажется, он сегодня крайне актуален. И в парадигме коллекционирования, и в целом при выстраивании своего дела. По первому образованию я юрист, по второму — архитектор и только затем искусствовед, так что первым делом я, конечно, чувствую какие-то вещи.
Когда 20 лет назад я начинала собирать свою коллекцию, мой выбор прежде всего падал на те произведения, которые откликались во мне внутренне. Сначала рождается чувствование процесса, или человека, или художника, и после этого появляется более осознанное знание, выстраивание структуры, базиса, который позволяет мне свои чувства скорее укрепить.
Жизнь показывает, что в моем случае это правильная формула.
Школа masters — образовательный проект с опорой на знание. Этот год юбилейный для школы, прошло 10 лет. И сейчас мы живем абсолютно в других обстоятельствах. Как изменилось ваше представление о том, какой она должна быть?
Когда 10 лет назад я основала школу в Петербурге, курсов дополнительного образования с академическим подходом и университетскими преподавателями практически не было. Хотелось создать новую структуру, которая позволяла бы получить базис, а далее наполнить его знаниями истории искусства, кино, литературы, музыки. По ниточке нанизывать все эти опыты в одну большую форму.
Для меня всегда важен внешний запрос. И в начале он находился в поле классического искусства.
Затем интересы аудитории сместились в сторону современного искусства. Во многом благодаря большим выставочным проектам, в том числе в Петербурге, в Эрмитаже — начался настоящий бум! Появлялись новые коллекционеры, галереи, частные музеи, фонды поддержки.
В последние три года мы считываем потребность в получении практических навыков. С этим в том числе связано открытие филиала в Москве. Людям интересно, как они могут применять креативные стратегии в своем деле.
На это у нас всегда есть ответы и годовая программа арт-менеджмента. Мы постоянно дополняем ее, приглашаем новые имена в области современного менеджмента. Мы обучаем не только базе — созданию успешных бизнес-стратегий, но и даем инструменты, которые позволяют переосмыслить свой бизнес исходя из работы с художниками.
Итак, сейчас запрос на знание, которое можно применить на практике. И наверняка уже есть удачные проекты, реализованные выпускниками?
Мы гордимся нашими учениками, они развивают не только российский культурный ландшафт, но и международный.
Из первых выпускников нашей годовой программы можно назвать Катю Попову, она открыла в Петербурге онлайн-платформу Pop—up gallery. Ольга Звагольская основала культурный центр «Третье место» в старинном особняке на Литейном проспекте. Еще одна наша выпускница Вероника Березина открыла галерею Nika в Дубае, а сейчас у нее появилась вторая галерея, уже в Париже.
Но в то же время сохраняется и направление «для души», много разных курсов внутри школы, в которых слушатели могут находить интерес и радость.
Да, безусловно, потому что я всегда говорю: не нужно никуда торопиться, можно посвятить год истории искусства, потом послушать философию, историю литературы, кино — в результате появится объемное понимание, как эти сферы обогащали друг друга и влияли на исторические процессы.
Наши слушатели не только посещают лекции, мы активно ходим на театральные показы в Петербурге и в Москве, выезжаем в Пермь на Дягилевский фестиваль, стараемся посещать Открытые сезоны в Париже, Зальцбургский фестиваль и многие другие театральные и оперные инициативы, которые проходят по всему миру. Это позволяет считывать новые формы. Сегодня крайне актуальной является междисциплинарность, когда кинорежиссер ставит оперу или балет, художественный куратор выпускает спектакль и, наоборот, человек театра создает выставку. Важно уметь нащупывать и находить такие проекты.
То есть, несмотря на сложности с визами, перемещениями по миру, вы все же стремитесь оставаться в международном культурном контексте?
Мы, разумеется, больше ориентированы на наши внутренние процессы, общаемся в России с владельцами галерей, директорами ярмарок, музеев, фондов, но нам также важно видеть, что происходит в других странах, мы стараемся много ездить. За последний год были на ярмарке Art Dubai, в ОАЭ на биеннале современного искусства, которая проходила в городе Шарджа. В феврале собираемся в Катар на ярмарку Art Basel.
В этом году мы дважды побывали в Китае. А сейчас один из наших преподавателей возглавил музей в Алматы, и мы отправляемся туда, чтобы увидеть великолепные произведения из собрания этого музея.
И в этих встречах, поездках мы фиксируем интерес к русской культуре, в том числе на Западе. Ценим сотрудничество с галереями «Палаты», 3l Gallery, которые выстраивают свои выставочные проекты, основываясь на ремесленничестве и мастерстве русских художников. Мы тоже откликаемся на эти тенденции и, например, издаем цикл путеводителей по городам России.
В октябре вы презентовали в Москве на Софийской набережной пространство masters. Оно гораздо больше филиала, который находился на Патриарших прудах. Какие новые инициативы появятся теперь у московской школы?
Пространство открылось в бывшем Кокоревском подворье, которое в XIX веке объединяло в себе склады и гостиницу. Среди гостей, которые там останавливались, Петр Чайковский, Лев Толстой, Иван Крамской, Василий Поленов. И эта история, конечно, отозвалась, когда я рассматривала варианты возможных локаций в Москве.
Открывается больше возможностей. Нам важно пробовать себя в различных выставочных проектах, создании фестивальных перформансов, работать с современным танцем. У нас уже был такой междисциплинарный опыт. В Петербурге на «Левашовском хлебозаводе», где еще одна наша площадка, мы проводили проект «По ту и по эту сторону» совместно с фестивалем Дианы Вишневой Context.
В планах проведение концертов, тоже на стыке жанров. Кроме того, мы готовим театральную постановку, которая раскроет историю нашего дома.
Мы собираемся проводить междисциплинарные резиденции. Интересно совмещать разные виды искусства, когда, например, композитор и художник могут совместно создавать одно произведение. Авторы будут останавливаться у нас, жить на протяжении недели-двух. Первая резиденция будет посвящена текстам. Ведь мы работаем еще и как издательство, у нас работают книжные магазины в Москве и Петербурге.
Мы сможем привозить сюда наших преподавателей, лекторов, галеристов. Это важная история для формирования атмосферы дома, когда вы можете выйти с утра в кафе, прийти на занятия с чашкой кофе, по дороге встретить какого-то важного искусствоведа, культуролога, поговорить с ним.
Мы открыты для всех, общественное пространство занимает два этажа. Кроме кафе у нас есть библиотека, возможность приобрести книги, два лектория. Для проведения своих событий можно будет арендовать переговорные.
Как я поняла, многие слушатели идут в masters именно из-за преподавателей, список действительно звездный…
В Петербурге у нас вели курсы ведущие сотрудники петербургских вузов: Иван Чечот, Павел Котляр, Ольга Хорошилова, Глеб Ершов, Илья Доронченков.
К курсам по арт-менеджменту мы привлекли кураторов — Кирилла Светлякова, Дмитрия Озеркова, Ирину Горлову.
Сейчас мы запускаем три сборника с текстами наших преподавателей — это балетный критик Павел Гершензон, театральный критик и куратор Дмитрий Ренанский и музыкальный обозреватель, знаток оперы Гюляра Садых-заде. После Нового года пройдет презентация новой книжной серии от нашего лектора Ксении Малич об архитектуре.
Запускать новые проекты сейчас, на мой взгляд, достаточно смело. Как планировать что-то глобальное и надолго в эпоху нестабильности?
За 10 лет у нас выпустились больше 20 тыс. студентов. Мы всегда с ними на связи. Это требует огромного внимания с нашей стороны. Так, в пандемию мы ушли полностью онлайн, но запустили нашу медиатеку. Активно работаем с регионами, с бизнесом, это позволяет нам чувствовать себя устойчиво. Мне придают уверенности успехи наших партнеров, друзей — тех людей, которые создают сегодня новую культурологическую историю.
Переформулирую слова Ольги Свибловой: я живу в стране искусства. В любые времена именно культура отвечает на те вопросы, которые появляются внутри нас. Поток студентов к нам только растет, так что мы мыслим глобально и продолжаем формировать свою среду.
Фото: предоставлено пресс-службой masters

