, 6 мин. на чтение

Могут подставить в любой момент: что такое моббинг на работе и кто от него страдает?

Если вам кажется, что в последнее время вам перестали доверять важные задачи, информация проходит мимо, коллеги перешептываются за спиной и ходить на работу почему-то расхотелось, возможно, вам не кажется. Скорее всего, вас моббят. Вы не одиноки — в подобную ситуацию попадали, по разным данным, от одной до двух третей работающих россиян.

Термин «моббинг» появился еще в 1980-е в Швеции. Его ввел психолог Хайнц Лейманн, использовав английское слово mob (привет любителям «Майнкрафта») — «агрессивная толпа». Травля может исходить от коллег — такое явление называется горизонтальным моббингом. Травля от руководства — это вертикальный моббинг.

Самыми распространенными причинами моббинга являются личная неприязнь к одному из членов коллектива (часто к новичкам или инициативным сотрудникам), страх потерять место, разница во взглядах или токсичная среда.

Вероника (имя изменено) столкнулась с моббингом, как только пришла на новую работу. Несколько лет назад девушка устроилась секретарем. «Конкретно откуда это пошло сложно сказать, — рассказывает она. — Моя коллега, личный помощник директора, потом все это по цепочке пошло по остальным. Грубо говоря, нормально я общалась только с двумя коллегами, относившимися ко мне так, как и должно было быть на работе».

Девушка сожалеет, что пыталась быть хорошей для всех, всем угодить и не умела говорить «нет». В итоге сотрудники начали сгружать на нее свои задачи, а потом отчитывать за то, что работа выполнена неидеально. «Доходило до того, что я не могла сходить в отпуск, постоянно дежурила 31 декабря, потому что личный помощник не хотела этого делать, — рассказывает Вероника. — И объясняла, что я должна это сделать, я должна постоянно присутствовать на работе и делать какие-то поручения, потому что кто же еще, для начальника надо. Я на обед должна ходить с телефоном, всегда быть с телефоном, отвечать на звонки».

По ее словам, к новым сотрудникам в этом коллективе всегда сперва относились плохо, но после им удавалось адаптироваться. У Вероники это не получилось, в итоге ее уволили одним днем без объяснения причины.

Бывает так, что люди, подвергаясь коллективной травле, отрицают происходящее или, что хуже, начинают винить себя и думать, что с ними что-то не так. Офисный моббинг, говорит бизнес-консультант Галина Цех, похож на буллинг в школе: «Понятие “буллинг” применяется для отношений между детьми. А моббинг — это тип конфликтного поведения взрослых людей, сотрудников компаний по отношению к своему коллеге. Часто буллинг направлен на подавление жертвы и установление доминирования, в то время как моббинг преследует цель вытеснить человека из организации».

Отличительные черты моббинга: про сотрудника распускают сплетни и слухи, подрывающие его самоуважение; он получает прямые угрозы; его вопросы, предложения, а иногда и просто попытки вступить в диалог игнорируются.

«Например, вы с большим рвением перевыполняете план, — приводит пример Цех. — Вы показываете такие высокие результаты, которых не было ни у одного из работающих сотрудников. И вместо того чтобы начать тянуться за вами и пытаться достичь подобных результатов, сотрудники начинают вас запугивать и требовать, чтобы вы сбавили темпы и больше не перли впереди всех. Потому что они не хотят делать больше, работать лучше. Их устраивает все так, как было раньше».

Психолог поясняет, что при моббинге про сотрудника могут говорить, что он не подходит коллективу, якобы не справляется с задачами (вспомним историю Вероники). В офисе нет ни одного человека, кто бы заступился за жертву. Также вас могут подставить в самый ответственный момент: не предоставили вовремя информацию для презентации, которую вам надо провести перед шефом, клиентом или другим отделом. Или у вас есть договоренности с коллегами, и в самый важный момент они говорят, что таких договоренностей не было, что вы сами все придумали. Или ваши предложения по совершенствованию бизнес-процессов все игнорируют и не хотят внедрять.

Анна устроилась в коммерческую фирму сразу после окончания института. Девушка сразу поняла, что ей не повезло с начальницей. Что бы Анна ни делала, все было не так. Руководитель имела привычку критиковать весь отдел, но Анне доставалось больше всех. Помимо прочего, перемыть кости начальнице в офисе было нельзя — там работал ее сын, который доносил матери обо всем. Подруга Анны проработала в компании всего несколько дней и ушла, не желая терпеть. Анна же побоялась потерять первую после вуза службу: «Все время ругалась, обвиняла, “чему тебя учили в институте”, “ты вообще ничего не умеешь”, “да откуда у тебя вообще диплом”. Я пыталась общаться вежливо. Давайте, может быть, вы научите, как правильно, какой-то шаблон покажете, как заполнять документы. Она пофыркала, типа, я еще должна вашу работу делать, вы сами должны все это знать. Посидела, потратила два часа разобрать один документ. Вот здесь вот так надо писать, вот здесь вот так. Все законспектировали. На следующий день я другой документ заполняю, все как она сказала. Она посмотрела и сказала: “Вы что, тупицы? Это кто, какой болван такой мог написать? Все неправильно! Это ж надо так додуматься!”».

В похожую ситуацию попала сотрудница PR-агентства Яна, только в ее случае авторами травли помимо начальницы были и коллеги. «Я столкнулась в агентстве со всеми формами психологического насилия: газлайтинг, неглект, откровенная травля, — рассказывает Яна. — Все шло от владелицы агентства, которую поддержала команда. В целом там было нормой оскорблять друг друга, орать, обесценивать труд, ставить задачи, которые не относились к прямым обязанностям, угрожать расправами, штрафовать ни за что, перерабатывать. В целом атмосфера была стрессовая. Одна девушка даже попала в психушку».

На второй месяц работы Яны босс сообщила, что вынуждена сократить ей зарплату на 40%: «Она стала говорить, какая сложная ситуация в стране, и бизнес не выживет, чтобы я вошла в положение. Это было прямо перед Новым годом, 28 или 29 декабря, весьма неожиданно, я растерялась и согласилась. Я перешла на частичную занятость. Думаю, так она прощупывала мои границы. В тот момент я не готова была снова искать работу, у меня был маленький ребенок, и я была рада, что больше времени буду уделять семье. Пару месяцев все было в рамках договоренностей, но потом она стала звонить мне в выходные и вызывать на встречи. Когда я приходила в офис в рабочие дни, коллеги отказывались помогать мне в задачах, перешептывались, могли написать матом письмо с задачей, а гендиректор писала в чате о моей некомпетентности».

Девушка продержалась в компании два года. Этот период она называет адом.

Травля на работе напрочь роняет самооценку, подрывает уверенность в профессиональных качествах, погружает в состояние выученной беспомощности, когда человек уверен, что его не возьмут ни на одну работу. В тяжелых случаях жертва моббинга может впасть в длительную депрессию. «Я стала очень дерганой, нервной, не могла спать, орала на родных и друзей, — вспоминает Яна. — Как-то моя подруга спросила, что мне подарить на Новый год, я стала орать, что у меня нет времени подсказывать ей подарки. В общем, я стала вести себя неадекватно, у меня ухудшилась память, я стала себя ненавидеть. Я поняла, что мне нужна помощь, и пошла к психологу. Только благодаря терапии я смогла уволиться и открыть свой бизнес. У меня все хорошо, клиенты довольны, и со многими мы работаем с первого дня основания моего агентства».

Вероника также радуется своему увольнению. Она говорит, что из таких компаний нужно уходить без сожаления. Анна ушла из профессии, говорит, что просто выгорела. Ее начальницу-крикуна позже уволили по статье из-за конфликта с директором компании: «У меня, может быть, вера в себя пошатнулась. Раньше я понимала, что могу очень многое. Мне нужно просто посидеть, поразбираться подольше, и я вникну. На том месте работы я веру в себя потеряла, стала себя чувствовать изгоем, что я диплом получила случайно».

Чаще всего жертвами моббинга становятся целеустремленные новые сотрудники, которые хотят улучшить рабочий процесс и показать высокие результаты, говорит Галина Цех: «Это стахановцы. Но те, кто хочет сохранить в организации “болото”, будут препятствовать изменениям. С моббингом можно бороться: попробуйте заручиться поддержкой хотя бы одного коллеги или руководителя. Поговорите один на один с каждым из участников моббинга. Выясните личные и профессиональные цели этих людей. Проясните их слабое место. Не давайте агрессорам повод почувствовать в вас жертву. ⁠Если вы понимаете, что ваши идеи и действия вообще никому не нужны в коллективе — ни коллегам, ни шефу — меняйте работу. Работайте в том коллективе, который вам близок по духу».

Иллюстрация: Саша Лунская