Мой Дерк Сауэр
Четверг 30 июля принес печальную новость. В возрасте 72 лет скончался нидерландский журналист и медиаменеджер Дерк Сауэр. В 1992 году он основал в Москве издательский дом Independent Media, выпускавший первые в России глянцевые журналы Cosmopolitan, Men’s Health, Esquire, Harper’s Bazaar и запустивший газеты «Ведомости» и The Moscow Times*.
Месяц назад Дерк Сауэр сломал позвоночник в Греции во время крушения его яхты. Он лечился в Афинах и Амстердаме, но не смог оправиться от травмы. Сауэр скончался в своем загородном доме в окружении семьи, сообщила нидерландская газета Het Parool. «Москвич Mag» собрал воспоминания о Дерке Сауэре друзей и коллег, близко знавших бизнесмена, стоявшего у истоков российской независимой журналистики.
Елизавета Осетинская,** журналистка, медиаменеджер:
Когда я рассказываю о своем бэкграунде людям, незнакомым с контекстом и историей медиа в России, я обычно говорю, что работала в газете, которая одновременно принадлежала Financial Times и The Wall Street Journal. Нигде в мире, кроме России, такое не было возможно, ибо это два заклятых конкурента. И этого добился мой босс — Дерк Сауэр.
Весной 1999 года, когда «Ведомости» нанимали штат, я помню всеобщий скепсис, что в России-де невозможно построить непроплаченные, независимые и не олигархические медиа. Что любое издание о бизнесе обречено отражать те или иные интересы и публиковать «джинсу». Я тоже была заражена этим скепсисом, потому что в силу молодости ничего другого не знала.
Дерк тогда сделал главное — систему ценностей и отношений, в которой можно было делать честную журналистику, гордиться этим и при этом зарабатывать. Это и называется «бизнес-модель». В России это колесо начало крутиться, когда в начале 2000-х значимое количество деловых людей поверило, что, как говорила первая реклама «Ведомостей», «Олигарх может купить газету. В киоске».
Юлия Савельева, журналистка:
Фанатичный новостник, который знал, что такое на пределе делать ежедневную газету. И человек, избаловавший пишущих журналистов Independent Media приходом на работу к 11.00, но вряд ли удивившийся бы, что многие из нас теперь начинают в восемь утра, а то и раньше. Времена стали требовательнее ко всем. Хотя, возможно, ему стоило быть более требовательным и жестким к некоторым из нас еще 25 лет назад. Но что уж теперь. Ежовые рукавицы и тотальный контроль Дерку никогда не шли.
Все те партнеры, которые в итоге подвели Дерка и пытались на годами выстроенных им ресурсах сделать себе имя и состояние, и в подметки ему не годились. Банально, потому что Дерк был хорошим человеком. Не подличал, не шел по головам людей, не перекусывал их ради своей выгоды и ценил всех, кто смотрел с ним в одну сторону и умел так же азартно созидать.
Любивший Россию, вряд ли не постигнувший ее противоречивость и парадоксальность до конца, хотя именно они и обеспечили ему здесь такой успех. Да, и он умел здесь вольготно жить в независимой зависимости. И покинувший ее, когда созидание по его правилам стало невозможным. Казалось бы, навсегда. Жестко разделив на до и после. И неожиданно смело мелькнувший в столице с год назад. Все-таки вечный авантюрист, блистательный журналист и немного циник. Что он там задумывал? Этого мы уже до конца не узнаем, увы.
Кирилл Харатьян,** журналист:
Удивительный человек. Я многих выдающихся медиаменеджеров знал и знаю, но он выделялся среди них вдумчивостью, умением задавать точные вопросы, философским взглядом на происходящее и в то же время бесстрастной рациональностью; а еще неожиданной снисходительностью, пониманием жизни и редкой, ясной добротой. Глубочайшие соболезнования его семье и всем нам, кто с ним был знаком, работал под его руководством и пользовался его участием.
Леонид Бершидский, журналист, медиаменеджер:
Дерк Сауэр, мой учитель и главный профессиональный ориентир, был человеком революции. Крайне левым юнцом он участвовал в каждом европейском кипише, молодым репортером добрался до Мозамбика, Никарагуа, Камбоджи, а зрелым авантюристом отправился в Россию, где революция состояла в крушении его юношеских идеалов.
Чтобы создать в Москве издательство Independent Media, Сауэр заложил свой голландский дом. Обитателем Жуковки на Рублевском шоссе его сделали глянцевые журналы, которые делались не менее честно, чем его газеты, и на такие же сурово минималистичные бюджеты. Сауэр ставил на высокие должности в своей компании женщин, когда российский бизнес еще считал их людьми второго сорта. Женщины — будущая элита русского глянца — работали на него, как на себя.
«Журнал, — говорил Дерк, — как самолет: вертикально взлетает, вертикально падает. Газета как поезд: если уж разгонится — не остановишь». Поехали мы лихо, но поезд ведь идет по рельсам, и славу нам принесли в первую очередь наши правила. Правила американских и английских партнеров, да, но на самом деле правила Дерка. Они сводились к отсутствию какой бы то ни было задней мысли. Узнал, написал, выпустил.
Анна Левинская, журналистка:
Наследие Дерка не только в проектах, которые пережили его, а во влиянии на окружавших его людей. Самое прекрасное, что можно было сделать в России — показать существование жизни, личных принципов и стандартов журналистского ремесла, культуры компании, которые для многих казались не просто невозможными, о них, скорее всего, не думалось, не было такого горизонта. Как хорошо сформулировала о Дерке Наташа Ростова: «Голландец, защищавший свободу слова в России».
Independent Media стал моим самым первым местом работы, выдал мне друзей на 20 лет вперед, ценных знакомств, профессиональных и жизненных уроков. Достаточно даже одной маленькой детали: Дерк устраивал встречи с новыми сотрудниками издательства, ничего вроде бы особенного — попили кофе, поболтали. Но можете представить, какое впечатление эта беседа тогда произвела на семнадцатилетнюю девчонку, буквально вчерашнюю выпускницу гимназии? Я благодарна ему за то, что могла изнутри наблюдать за золотым веком российских независимых медиа — от деловых и общественных до культового глянца. Светлая память и легкого пути, Дерк.
Максим Семеляк, журналист:
Покойный Дерк Сауэр был, как я много позже понял, идеальным работодателем для своей уже почти призрачной эпохи. В частности, будучи старым маоистом, он двигал социалистическую тему во все HR-дыры — от пособий на детей до винных распродаж, — а мы по молодости не ценили. Я работал почти во всех центровых издательских домах тех лет и должен заметить, что Independent Media, конечно, был самый оранжерейный, потому что только там было выращено ощущение, что на каждую работу нужно тратить ровно столько сил, сколько она на самом деле заслуживает.
Олег Климов, фотожурналист:
Он был голландской легендой в России — основатель The Moscow Times, издатель Playboy и других глянцевых журналов на русском языке. Мы познакомились в далеком 1993 году в московском бюро газеты NRC Handelsblad на ужине. Он делился своими грандиозными планами в России и предложил мне работать фотографом в Playboy. Я был польщен, но отказался. Удивительно, но все планы он смог тогда реализовать. А в 1994 году помог мне организовать в Москве одно из первых частных фотоагентств FotoLoods и предложил нам, фрилансерам, свой офис на улице Правды. Сегодня редакция газеты The Moscow Times находится в Амстердаме, издается в том числе на русском языке и до сих пор существует во многом благодаря Дерку.
Фото: Александр Вильф/РИА Новости
_____________________________________________________
*Издание включено в реестр иноагентов и признано нежелательной организацией.
**Включен(a) Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.

