Мария Ганиянц

«Мы ведь тоже боги, только в миниатюре» — шаман Христофер Земляника

12 мин. на чтение

Традиционные народные обрядовые практики в современном мире перестали рассматриваться как анахронизм — их активно используют в нетрадиционной медицине, психотерапевтическом методе системных расстановок и телесно ориентированной терапии. Шаманизм, одна из самых древних мировых религиозных систем, всегда был значимой частью культуры и быта народов Сибири и Дальнего Востока. В наше время многие шаманы рискнули оторваться от родных мест и перебрались в Москву, где регулярно практикуют. «Москвич Mag» поговорил с полномочным представителем Союза шаманов Сибири и Дальнего Востока по Москве, бывшим православным священником Христофером Земляникой о том, что происходит с душой после смерти и как правильно общаться с предками.

У вас в паспорте так написано — Христофер Земляника?

Да. Родился я с другим именем, но решил, что буду Христофером Земляникой. Христофер — потому что мне этот христианский святой, который, по преданию, был псоглавцем, как египетский Анубис, очень нравится. Но я не в первый раз принял новое имя, когда я был монахом, в крещении мое имя было Илларион. Но мне с этим именем плохо было, а как сменил на Христофера, сразу легко стало.

Как получилось, что монах стал шаманом?

Я был не только монахом, но и православным священником. Жил в подмосковном Воскресенске, и в 1990-е годы выбор по большому счету был небольшой: или спиться и сторчаться, или в бандиты податься, или в храм. Но меня всегда к духовному пути тянуло, да и когда я служил в армии, кто-то явно хранил меня, чудеса неоднократно были. Поэтому я выбрал храм: стал монахом в Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре, потом начал служить дьяконом в храме. Хорошим был дьяконом, голос у меня красивый, громкий. Через несколько лет, когда окончил семинарию, меня рукоположили в священники. И я жизнь готов был отдать за христианскую церковь. Очень верующим был, горел прямо как Савонарола. Но — влюбился и понял, что я семейный человек. Снял с себя сан, вышел за штат и женился.

Вот только брак оказался недолгим, и меня стало колбасить, началась жуткая депрессия, ничего в жизни не клеилось. Это продолжалось семь лет, чуть руки на себя пару раз не наложил. Внутри творился какой-то ад. Тогда я не знал, что прежде чем стать шаманом, нужно пережить «шаманскую болезнь», когда человек почти умирает, оказывается по ту сторону бытия. Потом это дает ему возможность «ходить» между мирами, общаться с предками и духами. Но одной «шаманской болезни» мало, надо еще иметь среди предков настоящего шамана. Я-то всегда себя считал чисто русским, а оказалось, что по женской линии в роду были хакасские шаманы.

Шаман не имеет права навредить другому человеку, даже если этот человек совсем дурной и гнилой. За это силу и дар могут духи отобрать.

Кстати, шаманизм — древнейшая религия (мы верим в одного бога, который проявляется в разных формах) и единственная, где женщинам разрешено быть священнослужителями. Я других таких мировых религий не знаю, разве что в последнее время у протестантов женщин допускают вести службу.

И, наконец, для того чтобы человек действительно стал шаманом, его должны призвать другие шаманы. У меня все три этих условия были выполнены.

Как и кто вас призвал?

Примерно лет шесть назад я собирался на дачу, и вдруг меня накрыло, злой жутко стал, прямо трясло всего. Почему-то внезапно решил, что надо срочно лететь куда-то, купил на тот же день билет в Красноярск и вылетел. Я в Красноярске никого не знал, кроме одного художника — Васи Слонова.

Переночевал у него, и на следующий день Вася отвез меня к Красноярским столбам. Это национальный парк, очень энергетически сильное место. Я там стал делать какие-то обряды (уже к тому времени использовал разные практики), и внезапно меня озарило: срочно надо ехать на Байкал, на остров Ольхон.

Вернулся в город и тут же выехал в Иркутск, а оттуда — на Ольхон. Остановился не в гостинице, а в юрте в каком-то отдаленном селе, пошел гулять, и тут мне позвонили. Незнакомый женский голос сказал: вас ждут по такому-то адресу. Хотя никто на белом свете, кроме моей мамы, не знал, что я на Ольхоне, почему-то этот звонок меня совсем не удивил. Я уже понял, что со мной творится что-то странное, и всецело отдался процессу.

Пошел в указанное место, там сарай, рядом шаманский столб сэргэ, символ дерева жизни, и на земле немолодой бурят сидит в обычной одежде. Спрашивает меня: «Чего надо?» Я ему путанно излагаю, он перебивает: «Время пришло, вот и приехал. Иди в тот дом, скажи жене, чтобы она тебе набор дала». Мне выдали пакет, там какие-то продукты, водка (а я уже не пил тогда, испугался, вдруг заставят), одежда, атрибуты, и бурят меня в кузню во дворе повел.

Он оказался Боо дархан — шаманом-кузнецом. Сначала переодел меня в штаны с ремнем и ножом, дал кепку и стал проводить обряд. Машет, кропит чем-то, бормочет, потом начал молча гадать. В какой-то момент разжег кузню, дал мне молот и показал, что делать. Я стучал по какой-то железяке, как позже выяснилось, ковал себе оберег. А потом шаман говорит: «Раздевайся догола». Разделся, стою, прикрывшись руками. Он раскаленную кочергу взял и ко мне идет: «Рот открой». Я испугался до смерти, но думаю, была не была, и открыл рот. Шаман мне эту раскаленную кочергу трижды положил на язык. Но ничего, духи-то охраняют, ожога сильного не было, только дня три язык пощипал. Потом он меня несколько раз через огонь пускал и наконец разрешил одеться.

И стал говорить, что я шаман, меня мои предки прислали, а его предки предупредили, чтобы ждал, что к нему человек придет. Я по стеночке начал сползать, меньше всего я был готов к тому, что я шаман. На этом дело не закончилось. Как оказалось, если человека присылают со стороны, то его шаманы перепроверяют через приметы, чтобы избежать ошибок. И вот на следующий день меня опять куда-то потянуло, пошел я бродить по острову и наткнулся на огромный лабиринт из камней. Хожу по нему, в ушах наушники с трансовой музыкой, и кажется мне, что я превращаюсь в ворона и начинаю летать. И так мне хорошо, что я начинаю звонить этому шаману, чтобы рассказать о своем состоянии. А он мне говорит, чтобы я глаза поднял. И я вижу на холме машину, а рядом он и еще один шаман. Они специально приехали на это место, чтобы убедиться, что я настоящий, если бы ошиблись, я не пришел бы. Второй шаман мне говорит: «Смотри на деревья». Там сухие деревья стояли, и одно все в воронах. А на Ольхоне этих птиц нет, там чайки, буревестники. И как только шаманы в машину сели и уехали, вся эта стая черной тучей поднялась в небо и исчезла. Это было мое первое посвящение в шаманы. Потом были и другие.

С какими магическими силами работают шаманы? 

Шаманы ни с какой магией не работают, не занимаются магическими ритуалами, отворотами, приворотами и прочими вещами. Мы работаем с энергией природы (духами огня, земли, воды, животных) и с духами предков. Шаман не имеет права навредить другому человеку, даже если этот человек совсем дурной и гнилой. За это силу и дар могут духи отобрать. Шаманизм — это очень чистая и толерантная религия. Мы никогда ни с кем не спорим и не агитируем за свой взгляд на миропорядок. Ко мне, кстати, на обряды и батюшки ходят, и представители мусульманского духовенства.

Каждый шаман выбирает свой путь, по которому он идет, чтобы помогать людям. Мой подход базируется на трех составляющих — дух, душа и тело. Сначала я с человеком разговариваю как психолог, работаю на уровне души. Делаю очистительные обряды, призываю его предков, своих предков, духов. Это уже работа на более высоком духовном плане. А после обряда кладу человека на массажный стол и работаю с его телом, прорабатывая блоки, эмоциональные и психологические травмы, обиды, которые застряли в теле. Без этого работа, на мой взгляд, не окончена. Своего рода телесная терапия. Это как огород: вот почистили все, траву подстригли, мусор убрали, но если из земли сорняки не выкорчевать, все очень быстро опять зарастет бурьяном. Мы же существа телесные, а значит, с телом обязательно надо работать, иначе та боль и те блоки, которые в нем остались, опять прорастут уже на уровне души.

Бывает, что все у человека не слава богу, воз проблем, которые никак не решаются. Можно тогда предположить, что рядом с ним есть чья-то неупокоенная душа.

Часто ко мне приходят девушки — и красивые, и умные, и сексуальные, а мужчины их как будто не видят. Значит, где-то (скорее всего, из детства) несколько негативных программ осталось. Но девушки тоже не дуры, они и к психологам ходят, и йогу, и какие-то духовные практики делают, а эффекта нет. Смотришь, а блоки все на уровне тела сидят. Вот раз-другой поработаешь, глядишь — и через какое-то время дело к свадьбе идет. Поэтому мое личное убеждение: без тела любая духовная работа не будет закончена. Но если только телом заниматься, тоже эффекта не будет.

Что происходит с человеческой душой после смерти? 

Я не верю в колесо сансары и бесконечный цикл перерождения души, как не верю в ад и рай в христианском понимании. Мне ближе концепция, что наша душа находится в постоянном развитии, сначала в утробе матери, потом в теле отдельного человека, и после смерти она совершает переход и идет дальше, к Творцу в высшие миры, чтобы тоже развиваться и приобретать новый опыт. Но не все души предков могут этот переход совершить, и кто-то остается здесь, сам страдает и потомкам вредит, цепляясь за них. Иногда бывает, что все у человека не слава богу в жизни, воз проблем, которые никак не решаются, что бы он ни делал, как бы ни старался. Можно тогда предположить, что рядом с ним кто-то есть, чья-то неупокоенная душа. Чаще всего душа застревает, когда человек при жизни был очень привязан к материальному — людям или вещам. Или когда оставшиеся уж слишком сильно тоскуют и тем самым не отпускают душу умершего. Например, когда маленький ребенок остался один без мамы или жена внезапно потеряла мужа. Так что горюйте об усопших, но в меру, страдания задерживают их здесь. Но если душа застряла, то самостоятельно совершить переход она уже не сможет.

А бывает, что какие-то эмоциональные травмы предков (или даже целых народов) несут их ныне живущие потомки, которые вынуждены проживать не совсем свою жизнь, повторяя судьбы кого-то из рода. Шаманы работают и с застрявшими душами, и с теневыми процессами, доставшимися в наследство от предков. Кстати, психологический метод системных расстановок Берт Хеллингер почерпнул как раз у африканских шаманов, когда был миссионером у зулусов в Южной Африке.

А бывает так, что две души оказываются в одном теле?

Бывают подселенцы. Когда у человека как бы раздвоение личности, и это может подтверждаться психиатрическим диагнозом. Но я с ними не работаю, не хочется.

Вы чем-то платите за то, что стали шаманом?

Надеюсь, что нет. Но вот только семьи нет, почему-то никак не складывается. Хотя обычно шаманы в основном все семейные и многодетные.

А вы гадать умеете? Чего не посмотрите, есть ли жена по судьбе?

Гадать умею, но смотрю ближайшее недели, месяцы. Никто не скажет точно, что будет с вами через 15 лет. Человек очень свободен, у него есть свобода выбора каждый миг его жизни, и этим выбором он постоянно меняет свое будущее. Даже если мужчине по судьбе стопроцентно положена какая-то женщина, он ее вполне может упустить. Вот мы говорили про застрявшие души, это тоже проявление свободы воли. Душа вольна пойти дальше, но из-за страха или других причин она остается здесь и уже застревает окончательно, без посторонней помощи ей не вырваться.

Зачем шаману расшитая одежда, бубен и прочие атрибуты вроде лапки зайца?

Человек так устроен, ему для статуса надо. Все служители тех или иных религий, будь то католики, православные, буддисты или иудеи, во время молитвенных служб облачаются в определенные одежды. Разве что протестанты в пиджачках ходят.

Я на самом деле одеваться в шаманское платье не люблю, но бубен — мощная вещь, в работе очень помогает. Он звучит, точнее вибрирует, на определенной частоте, с которой важно сонастроиться и как бы войти в нее. Могут быть видения, образы, которые многое проясняют. Очень целительный процесс. Бубен слышит человек, слышат духи, слышат предки. Но не надо делать из бубна культ. Да, в руках настоящего шамана бубен — мощный инструмент для позитивного воздействия на здоровье человека, но в руках любого другого, даже если он себя объявит шаманом или колдуном, это просто музыкальный инструмент.

А как работают обереги?

В зависимости от того, из чего оберег. Если из животного, то к нему особым обрядом подключается дух и энергия животного. Или металла, если оберег из металла. Или камня. Энергия начинает работать, защищая и давая силу владельцу. Но любой оберег надо подкармливать, разговаривать с ним, давать капельки молока или сливок. У меня много разных метеоритов, я их подкармливаю и чувствую от них энергию, прямо неимоверные силы идут. По сути работает не сам оберег, а силы, которые над ним.

Икона в церкви так же действует, святой образ — это портал, проводник, окно в мир горний, к Богу. У оберегов похожие алгоритмы. Вообще у природы очень много силы, важно ее правильно использовать. Я сейчас сотрудничаю с одной сибирской фирмой, занимающейся натуральными лекарствами растительного и животного происхождения. Очень действенными. Осенью в Москве магазин планируем открыть.

Вы говорите о силе рода, о духах предков. Они действительно нам помогают?

У всех народов испокон веков была сильнейшая связь с родом. А христианство род заменило на святых. Но святые не могут всем помочь, кому-то помогают, но потенциала на всех не хватает. А род, он же только твой, и в нем есть потенциал для помощи в любых ситуациях, так как предков много, и они все бывали и в радости, и в горе, а значит, есть опыт проживания разных сценариев. И ты, потомок, очень для них важен, ведь именно в тебе их ДНК. С родом может общаться любой, и помощи у него попросить тоже. Лучше всего для этого накрыть стол, приготовить еды себе, от этой еды отложить немного в тарелку, покропить молоком и уважительно позвать предков на угощение. Сказать им, как они вам важны и близки, попросить помощи себе, детям. А потом эту еду можно на улицу вынести, отдать птичкам, собачкам.

В руках настоящего шамана бубен — мощный инструмент для позитивного воздействия на здоровье человека, но в руках любого другого это просто музыкальный инструмент.

Просить можно все, что угодно, в том числе и избавление от зависимостей, дурных привычек. Но просьбы должны быть экологичными, не вредить никому, а, напротив, делать жизнь людей лучше. Обращение к предкам — это не магия. Это как раскрытие потенциала своей ДНК. Магия чревата непредсказуемыми проблемами для человека, шаманы к магии относятся очень плохо.

А как в Москве практикуют шаманы из регионов? Им разве не надо быть на связи с родной землей?

Москва — город силы, прежде всего Красная площадь. Лучше всего это чувствуется, когда на ней нет туристов. Во многом сила идет от того, что Москва — очень зеленый город, много парков, где прямо сгустки энергии, например в парках у «Текстильщиков» и в Коломенском. В Коломенском знаменитая шатровая церковь Вознесения стоит на месте поклонения дохристианских славянских племен. Если вокруг этой церкви быстрым шагом обойти три раза по часовой стрелке и один — против, можно закрутить такой энергетический вихрь, что в жизни может произойти какое-то чудо.

Сейчас в Москве живут и работают много шаманов, но у шаманистов нет своего большого центра, где мы могли бы проводить обряды, в том числе и с живым огнем, и куда могли бы обратиться москвичи за помощью. Такие центры есть в Бурятии, Хакасии, а в Москве — нет. Но нам очень нужно такое место, если не в Москве, так хоть под Москвой. Сейчас у людей есть большой интерес к традиционным верованиям. Не люблю слово «язычество», предпочитаю термин «естественные религии». И почему, если есть такие места у буддистов или индуистов, не говоря уж о христианах и мусульманах, не разрешить бы и шаманистам?

А еще мне хочется сделать фестиваль, чтобы соединить народные верования, чтобы и шаманизм, и славянские практики объединились, так как алгоритмы у них общие.

Что ждет Москву в будущем? Есть прогнозы?

Я считаю Москву лучшим городом мира и уверен, что здесь все будет в порядке при одном условии — нужно с вниманием и уважением относиться к тем, кто ежедневно и незаметно делает нашу жизнь лучше — дворникам, доставщикам еды, продавцам. В большинстве своем это мусульмане из Средней Азии. А у них в Москве всего четыре мечети.

Я считаю, что обязательно надо для этих людей построить в городе еще мечетей и дать им возможность молиться, так как тех религиозных центров, которые есть сейчас, явно не хватает. И в будущем это может привести к религиозному и этническому конфликту. Собственно, опасность такого рода конфликтов — единственное, что может омрачить будущее Москвы. Но если и москвичи, и власти будут внимательно относиться к мусульманам, которые обслуживают город, все будет прекрасно, и столица расцветет еще больше.

Как правильно читать знаки, при помощи которых Вселенная разговаривает с нами?

Надо прежде всего доверять себе. Если есть чувство, что не стоит куда-то идти или что-то делать, то не ходите и не делайте. А увидел ты там ворону на дереве, которая каркнула три раза, или черная кошка дорогу перебежала, то все от твоей реакции зависит. Если начнешь ждать беды, она и придет, если тебе плевать — все будет нормально, а если ты уверен, что черный кот к счастью, жди счастья. Мы ведь тоже боги, только в миниатюре. А позитивный взгляд на мир и доверие своей интуиции творят чудеса.

Сколько вы берете за свои услуги по проведению обрядов?

У меня нет тарифов, сколько человек готов заплатить, столько и возьму. Люди разные бывают. Вот недавно ездил на дом к долларовому миллионеру. Очень богатый мужик, так он мне заплатил меньше, чем какая-нибудь одинокая женщина, живущая от зарплаты до зарплаты. Знал бы заранее — не поехал бы.

Что нужно делать сейчас, во время праздника Ивана Купалы?

У шаманов в этот день не принято прыгать через костер, как это делали наши славянские предки, но я все же считаю этот ритуал очень позитивным. Огонь — очищающая стихия. В Евангелии Иоанн Креститель говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Так что огонь очень важен для всех религий. На Ивана Купалу и через костер надо попрыгать, и в воду окунуться, и плести венки, и обращаться к предкам. Это прекрасное время просить у предков встречи со второй половинкой. А ребенок, зачатый на купальскую ночь, считается баловнем судьбы, его все высшие силы защищают.

Фото: из личного архива Христофера Земляники

Подписаться: