Мария Башмакова

«Мы жмемся к своим»: почему мы не дружим, как раньше?

6 мин. на чтение

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит… » — пелось в детской песне из советского мультфильма «Тимка и Димка». Правда, там крепкая дружба не боялась «дождей и вьюг». Сейчас друзья вынуждены проходить куда более серьезные испытания. Пандемия с ее изоляцией и новой онлайн-реальностью, а затем февральские события с расколом во взглядах привели к серьезным драмам в личных отношениях: пострадали родственные, романтические связи и, конечно, дружеские. Насколько ценна сегодня дружба?

Прошлым летом накануне Дня дружбы, ежегодно отмечаемого 30 июля, ВЦИОМ представил результаты о том, как дружат россияне и как изменились их взгляды на дружбу за десять лет. По данным ВЦИОМ, друзья есть в жизни большинства россиян — 79% (в 2013 году этот показатель был 80%). Нет друзей у 16% наших соотечественников. Женщины чаще, чем мужчины, говорят, что у них есть друзья (81%). С возрастом люди все больше говорят об отсутствии друзей (7% среди 18–24-летних и 19% в группе старше 45 лет).

«Чем образованнее россияне, тем чаще у них есть друзья (58% в группе с неполным средним образованием и 82% в группе с высшим и неполным высшим образованием), это же касается уровня дохода (80% в группе с хорошим материальным положением и 68% в группе с плохим) и уровня урбанизированности (83% и 85% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников соответственно vs. 70% на селе). У активных пользователей интернета друзья есть чаще, чем у тех, кто предпочитает телевизор (86% vs. 66%)», — сказано в отчете ВЦИОМ. В друзьях россияне ценят такие качества, как верность, надежность, преданность (67%). 18% отмечают, что для них друг — это близкий по духу человек, тот, кто поймет, с кем у тебя общие интересы, взгляды. Каждый десятый называл такие положительные черты, как доброта, великодушие, порядочность, честность (11%), а 8% сказали, что могут назвать своим другом близких людей — семью, коллег. Проверка временем и долгая дружба важны для 7%. Россияне, имеющие друзей, в большинстве случаев общаются с ними еженедельно — 73%, это чуть меньше, чем в 2013-м (78%). Женщины оказались более общительными: ежедневно с друзьями созваниваются, списываются или встречаются 41%, тогда как среди мужчин таких гораздо меньше — 28%.

«Если рассматривать эффекты пандемии, то, несмотря на вводившиеся ограничения, многие стали более внимательно и бережно относиться к значимым для себя людям, — прокомментировала цифры советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова. — Это был период, когда стремительный поток повседневных задач и вызовов внезапно замедлился, появилось время для рефлексии, переосмысления, осознания важности и ценности человеческих отношений. Только 3% россиян определяют друга как человека, который физически всегда рядом, с которым комфортно быть вместе. Количество стабильных социальных контактов, которые постоянно может поддерживать человек, в среднем составляет 150 (так называемое число Данбара). Физически невозможно быть надежным другом, готовым в любой момент включаться в решение проблем, для всех 100–230 из постоянного окружения. И хотя ученые продолжают искать опровержения и подтверждения расчетам Данбара, данные нашего исследования близки к определенному им объему группы лучших друзей — пять человек».

Айтишник из Москвы Алексей Панафидин — создатель сайта «Rentafriend — Друг на час». Ему 40 лет, по образованию инженер-математик. Алексей создал сайт в 2017 году,  надеясь найти компанию по интересам, например кататься на роликах. Но вышло иначе. Алексей говорит, что за последние годы вырос спрос на «друга на час», что объясняет уходом «Тиндера» из России и пандемией, когда люди сидели по домам. В основном регистрируются россияне, а не релоканты.

«Многие путают платных друзей и сайт знакомств, поэтому теперь не размещаем телефоны, чтобы людей не тревожили, — говорит Алексей. — Людей, продающих свое время, раз в 5–10 больше тех, кто готов воспользоваться этой услугой. Потому что “друзья” считают это самым простым заработком онлайн, ну и морально это не эскорт и не проституция. Услуга “друга на час” онлайн в Москве и Петербурге стоит 500–1000 рублей за час разговоров, встречи — от 3000 рублей за час, но сейчас все в основном онлайн. Чаще выбирают “друзьями” девушек 18–30 лет. Мужчин в возрасте 40+ выбирают ровесницы для походов в театр».

Алексей говорит, что главный мотив «друзей на час» — деньги. По его словам, одна девушка «надруживала» около 15 тыс. рублей в месяц, слушая про чужие измены. Для него самого же сайт пока не рентабельный бизнес, но раз люди проявляют интерес, бросать начатое не стоит. Умеренный оптимизм Алексея в интересе к «друзьям на час» не разделяют специалисты «Авито». «Услуга в собеседнике на час не пользуется популярностью ни у россиян в целом, ни у москвичей в частности, — говорит руководитель PR “Авито Услуги” Ирина Рак. — По всей России спрос на услугу “собеседник на час” за год увеличился всего на 5%».

«Дружба на час — суррогат, имитация, а человек нуждается в том, чтобы разделять себя с другим, — считает доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова. — А как можно построить отношения за час? На какое-то время человек может получить удовлетворение от дружбы на час, но это, как и в случае с сексуальными коммерческими отношениями, не заменит истинную любовь».

С коллегой не согласна кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН Елена Миськова: «Все, что касается человеческих попыток дотянуться до другого, это не суррогат, это попытка реализации какой-то потребности».

Аристотель в «Никомаховой этике» утверждал, что дружеские отношения конституируют само общество: когда граждане — друзья, нет необходимости в правовой защите, поскольку дружба всегда означает солидарное сообщество. Все люди, полагал философ, нуждаются в друзьях, поскольку дружба не просто дает возможность совместной жизни, но делает ее ценной и прекрасной. Сегодня от этих гуманистических идей общество значительно отдалилось. Однако дружба, как и любовь, по-прежнему считается важной ценностью. Вот и психологи подчеркивают: запрос на дружбу есть всегда. Особенно остра потребность в дружбе в юношеском возрасте.

«Онлайн-коммуникация подвигает людей к застреванию в ролях, — говорит Елена Миськова. — При личном общении мы гораздо искреннее и больше о себе можем сказать, в том числе невербально. Могу сказать по своей психологической практике: много людей 20–30 лет приходят с жалобой на ограниченность в общении. Они испытывают изоляцию, возникает сложность с тем, чтобы вообще завести друзей, добрать эмоциональной близости. То есть при всем изобилии коммуникации эмоциональный голод у людей есть».

Как всякий феномен, дружба меняется под влиянием экономических и социальных перемен в обществе. Для определенных эпох характерны разные модели дружбы. Елена Миськова полагает, что сегодня можно говорить о дружбе как принадлежности к какой-то значимой компании. Также дружба может быть взаимопомощью, бывает цифровой. А в период социальной нестабильности мы начинаем дружить против кого-то, думая, что мы не такие, как другие. Такая разновидность дружбы — дружба из кризиса.

Вслед за пандемией с изоляцией и расколом на антиваксеров и прививочников общество испытало шок от февральских событий 2022 года, которые привели к разрыву человеческих отношений, включая дружеские. В соцсетях люди закрывали аккаунты от чужих, осваивали эзопов язык и радовались возможности найти понимание у единомышленников. Елена Михайлова подчеркивает: «В периоды высокой турбулентности, неопределенности люди стараются искать оплоты стабильности, в качестве которых выступают семья и старые друзья. Это как раз периоды более активных коммуникаций с теми, кого давно не видели, но кто занимает важное место в жизни».

«Изоляция, какой бы характер она ни носила, будь то пандемия или ограничения военного времени, сказывается на дружеской близости, — говорит Елена Миськова. — Интимность в дружбе играет очень большую роль. Когда речь идет об изоляции под страхом смерти, как во время пандемии, то есть о витальных угрозах, то чаще всего страдают так называемые горизонтальные связи, к которым относится и дружба. Она предполагает свободу выбора, доверие. И когда мы начинаем выживать в период социальных рисков, мы ограничиваемся теми связями, которые для нас жизненно важны. А вот дружба отодвигается на задний план. Это вовсе не означает, что люди перестают дружить, но объективно им становится сложнее поддерживать дружеские отношения. Даже поиск “своих” друзей, единомышленников, тех, с кем можно говорить открыто — это разделение на своих и чужих. Мы жмемся к своим, “чтоб теплее стало”. И начинаем судить, разделяет человек мою точку зрения или нет. И это очень современный вариант дружбы, если говорить о ней как о культурном феномене. Важно помнить, что в этой дружбе первично разделение. Мы все люди, и у нас нет шансов не впасть в разрыв отношений. Готовность и способность поддержать дружбу зависит от того, насколько мы способны помнить, что эти разрывы восстановимы. Важно иметь способность помнить о том, что я такой же, как и другой, с которым я отношения разорвал, так, как переживаю я, переживает и другой. И разрыв восстановим».

Наталья Антонова считает: «У нас фрустрирована потребность безопасности, потому так силен запрос видеть рядом своих, понимающих». Она полагает, что уход от определенных тем в личном общении всегда создает напряжение. Если люди понимают, что у них разные ценности, это может привести к разрыву дружбы. Тут поможет только открытость: «Многие думают, что, уходя в дискуссии на сложные темы, они достигнут средней позиции. На самом деле эффектом дискуссий становится поляризация: мы начинаем спорить и в итоге усиливаем свои первоначальные позиции. Способность дружить с антагонистом зависит от того, насколько сложно человек воспринимает окружающий мир. Люди с простой когнитивной организацией дружат с теми, кто на них похож, а люди с более сложной моделью мира интересуются другим. И если получится встать на место другого, станет понятно, что нет одной правды».

«Мы не можем воспринимать другого, пока не научимся хорошо воспринимать самих себя, — поддерживает коллегу Елена Миськова. — А самонаблюдение и наблюдение другого — высшая психическая функция. Это возможно только тогда, когда человек не охвачен тревогой».

Фото: Bright/Kauffman/Crane Productions

Подписаться: