За последние 45 лет Андрей Ухин прошел на яхтах больше 50 000 миль. Ольга Дарфи выяснила у настоящего морского волка и победителя регат в России и за границей, почему карбоновая лодка эффектнее трехкомнатной квартиры и как яхтинг в Москве помогает тимбилдингу.
Что называется яхтингом? Есть лодки с парусом, на которых соревнуются спортсмены. А чартеры на судне с мотором, где паруса существуют для красоты и романтики, тоже называются яхтингом?
Да, это тоже яхтинг, потому что из определения международного морского права (так называемого регистра Ллойда) яхта — это судно, предназначенное для спорта и отдыха. Это не пассажирское судно, где продаются билеты, чтобы перевести пассажиров, это не торговое судно и так далее. Поэтому на яхте не пассажиры, а гости, не капитан, а шкипер, потому что капитан — это должность из штатного расписания, а шкипер — лицо, отвечающее вообще за все на яхте, и не важно, свою семью он катает или его пригласили для незнакомой компании. Поэтому даже большие суда типа Eclipse Абрамовича — это яхты. Но есть ограничения — на яхте не может быть больше 12 гостей. Если больше, регистр Ллойда будет считать ее пассажирским судном, а там и страховки другие, и оформление в портах, все другое.
У нас принято считать, что любое судно с мотором — средство транспорта. Вот вы из одного красивого места, из Сан-Тропе, желаете переместиться в другое красивое место, в Ниццу. Надо немного потерпеть, как жужжит мотор — это скрадывается обслуживанием — и вот вы приехали. А парусный яхтинг — это другое. Конечно, с помощью парусов тоже можно перемещаться, но большинство людей, которые практикуют парусный спорт, делают это из любви к процессу. Им все равно, откуда они вышли и куда пришли. Вот ты вышел, настроил паруса, и это чудо — лодка идет, повинуясь ветру и даже против ветра (тут нужны умения, конечно), без всякого мотора. Вот в этом принципиальное отличие.
По дизайну и степени комфорта спортивные лодки и лодки для круизов тоже очень сильно отличаются. Круизные чартерные яхты — это тебе трехкомнатная квартира улучшенной планировки, да еще и ковры везде висят и произведения искусства, и все это ездит по морям.
И представьте себе яхту — внутри все черное, вдоль бортов откидные койки с сеточками, в носовом отделении лежат паруса, а посередине отделения для парусов стоит унитаз за легкой занавесочкой. Для спортивных яхт есть требования — для гонок больше, чем суточные, нужны места для отдыха экипажа и туалет, соответственно, этот минимум и установлен, там идет борьба за вес. Мне как-то довелось гоняться на такой яхте, и я говорю ребятам: «А почему у вас все такое мрачное внутри (яхта из карбона, а он черный), почему вы ее не покрасите?» На меня посмотрели, как на психа: «Это десять килограммов краски!» Лишний вес, который может помешать в гонке.
Конечно, есть разные промежуточные варианты соотношения комфорта и спорта, есть быстроходные чартерные лодки, есть спортивные и комфортные парусники. Но надо понимать, что комфорт ведет к утяжелению веса и снижению скорости. В круизе это не так важно, а в спорте критично.
В Москве у нас лодки в основном класса дэйсейлер, они не для того, чтобы в них жить, на них день походил, а ночью пошел домой спать.
А в Москве какой процент парусного яхтинга?
90%. У нас в основном все ходят под парусами. Конечно, есть яхт-клуб «Буревестник», где стоят большие лодки с мотором, на которых в Москве ходить некуда, ну только если в береговой ресторан на них можно прийти, это минут десять займет. Это больше вопрос престижа, а не яхтинга.
Как сейчас обстоят дела с парусным спортом в России?
Именно со спортом сейчас обстоит все очень хорошо. В Москве в районе 2012–2013 годов стали появляться флотилии, ожило яхтостроение, была возможность завозить яхты из-за границы. И сейчас в Москве огромное количество яхт. Особенно был резкий скачок во время и после пандемии — все хотели сбежать из города, переместиться на яхту. Вода — лучший способ изоляции.
Если речь идет о спортивном яхтинге, то акваторий для спорта у нас много, недалеко от Москвы три удобных водохранилища: Пироговское, Клязьминское и Пестовское, в черте города — Химкинское и Строгинская пойма. Но размер акватории не позволяет нам далеко путешествовать.
Круизный яхтинг у нас не очень развит. Есть люди, которые используют круизные яхты, чтобы из Москвы дойти, допустим, до середины Волги и обратно, вот наше путешествие. Ну или Онежское озеро, акватория Черного моря есть, но сейчас там неспокойно. Один из моих друзей продвигает яхтинг на Черном море — они из Новороссийска в Керчь ходят на старых польских яхтах, которые завозились еще в советское время.
В Москве у нас лодки в основном класса дэйсейлер, они не для того, чтобы в них жить, на них день походил, а ночью пошел домой спать.
Во Владивостоке с яхтингом все великолепно — период твердой воды на Дальнем Востоке меньше, соответственно, времени для яхтинга больше, ну и там есть Корея и Япония, куда все желающие ходят в яхтенные походы. Михаил Ермаков там развивает тему яхтинга в клубе «7 футов». Приходишь к нему в клуб, получаешь матчасть (снаряжение) и катаешься. У него так организован бизнес, что состоятельные клиенты помогают начинающим и малосостоятельным, но талантливым и вообще всем, кто хочет заниматься спортом. Мы должны брать пример с этой его системы.
Яхтинг есть даже в Арктике. Один мой приятель работает капитаном на среднего размера круизной яхте, они возят экскурсии на Новую Землю. В Архангельске всегда была популяция спортсменов, она там и осталась.
Были попытки пройти по северному побережью России, но это уникальные проекты, экспедиции, там нужна яхта ледового класса, не из пластика, и согласование с погранзаставами. Яхты «Сибирь» и «Апостол Андрей» ходили по Северному морскому пути.
В России есть судостроительные верфи, где строят яхты?
В России много мест, где строят конкурентоспособные лодки — компания «Амета» в Санкт-Петербурге, Ушаковские верфи в Калининграде, качественные производства в Севастополе, Саратове, Рыбинске и Нижнем Новгороде. Отечественные яхты гораздо дешевле иностранных, и с каждым годом заказы на лодки растут. Вот в Казани, например, строится новая судовая верфь.
Для спорта важно, чтобы яхты строились абсолютно одинаковые, так как разные конфигурации будут влиять на скорость. Что особенно приятно — в Нижнем Новгороде разработана модель детской яхты, и в Пирогово уже есть большой флот, наша детская секция на них ходит. Есть «Оптимист» — это такое старое корытце, даже не знаю, в каком году изобретенное, и все дети мира на нем учатся управлять парусами. С точки зрения аэродинамики это жуткое устройство. А у нас «Ракета 260» — идеальная современная маленькая детская яхта.
А парусную ткань в России производят?
Нет. В СССР делали паруса из лавсана, ставили их на деревянную лодку, и если ты получал такую лодку, сразу было видно, что ты начинающий. Чемпионом на этих тряпках не станешь, но потом, когда ты показывал какие-то результаты, тебе давали пластиковую лодочку и паруса посложнее, со специальными пропитками. А если ты выходил на всесоюзные соревнования или даже на уровень международных, тебе покупали лодку за границей, снабженную парусом, сделанным из дакрона, это типа полиэстера. Плюс там были пропитки и специальное натяжение.
Пару последних десятилетий в ход пошли высокотехнологичные материалы типа прозрачных лавсановых пленок, которые армируются специальными волокнами, кевларом, например. Они красивые, золотые, но неустойчивые к ультрафиолету, поэтому сейчас все перешли на карбон. Самое интересное из технологии — цельнолитые паруса. Швы на парусах уменьшают скорость, и для серьезных лодок паруса не шьют, а льют на заводе. Как и в любом спорте, в парусном тоже соревнование технологий. Пластиковые композитные крылья для самолетов мы научились делать, так что цельнолитые паруса тоже освоим, дело к тому идет. Правда, в самолетостроении другие вложения в развитие отрасли. А мы пока шьем паруса из западных тканей или заказываем паруса за границей.
А как сказались санкции на яхтенном спорте и на круизном яхтинге?
Так же, как и в любой другой отрасли, есть минусы и плюсы. Усложнился завоз запчастей, оборудования, стало сложно и дорого заказать за границей строительство яхты и паруса. Правда, у нас есть свои паруса, поэтому нельзя сказать, что это большая проблема.
Но санкции, наоборот, и подстегнули развитие яхтинга. Люди зашевелились, стали придумывать, строить свое, импортозамещение выросло. Ну и многие, кто раньше ездил на моря за границу, сейчас гоняются в Москве, тем самым вкладывая средства в развитие отечественного спорта. Это хорошая тенденция.
Если вы летом приедете на Пироговку, то воды не увидите — только яхты ходят.
Развивается внутренний туризм, люди придумывают, где именно в России можно организовать круиз на яхте. На Дальнем Востоке скоро начнет работать программа по развитию яхтенной инфраструктуры — там планируют строить новые марины и судостроительные верфи.
А какие специальные требования существуют к яхтенной марине? Почему яхта не может пришвартоваться в любом существующем порту?
Конечно, пришвартоваться яхта может в любом безопасном порту, главное требование — защита от волн при сильном ветре. Но в большом порту обычно бывает высоченный причал, к которому неудобно швартоваться. Кнехты рассчитаны на веревки толщиной в руку, а у тебя на яхте веревка толщиной в палец. Для круизных яхт необходима инфраструктура — наличие удобного подключения электричества на причале, чтобы зарядить аккумуляторы, должен быть доступ к пресной воде, комфортные души и туалеты, а не просто будка, как бывает в старых грузовых портах. Во всем мире при организации порта стараются для яхт выделить отдельную часть, это необходимо и в целях безопасности. Когда швартуется судно величиной с пятиэтажный дом, а кругом маленькие яхточки шныряют, этот дом может и не заметить маленькую лодку. Поэтому стараются разнести.
Но в мире есть огромное количество марин, которые существуют сами по себе независимо от больших портов, и это очень хороший бизнес.
А в Москве какая самая удобная образцово-показательная марина?
Думаю, это «Про яхтинг» на Химкинском водохранилище. Также очень хорошая марина в яхт-клубе «Галс» в Ореховой бухте на Пироговке, хоть она и остановилась в своем развитии в десятых годах. В Долгопрудном яхт-клубы «Аврора» и «Спартак». В Москве хватает хороших марин. Если вы летом приедете на Пироговку, то воды не увидите — только яхты ходят. В Строгино появились яхтенные базы, там, кстати, удачно спроектировали акваторию, из-за конструкции самого микрорайона на воде всегда есть ветер. Дома так построили, что конфигурация проспектов собирает ветер большой площади в воронку и концентрированно отправляет в Строгинскую пойму. Удачная роза ветров там сложилась совершенно случайно.
Сколько нужно времени, чтобы с нуля научиться управлять яхтой?
Сейчас время очень изменилось. Когда я начинал, я учился у опытных товарищей, читал в детстве «Красного корсара» Купера и «Морского волка» Лондона. Меня привлекало движение с помощью ветра, и только когда мне было 22 года, у меня появилась возможность влиться в яхтенный экипаж. Тогда еще был легендарный яхт-клуб «Труд», первый в Москве. Он организовался в 1937 году, когда возникло водохранилище Москва — Волга, и базировался он на Клязьминском водохранилище. К сожалению, позже его приватизировали и все застроили коттеджами. Я занимаюсь парусным спортом с 1978 года. В СССР не было круизного яхтинга, но при каждом НИИ, в каждом институте была секция парусного спорта. Можно было, как в любой спортивной секции, прийти к тренеру, получить инвентарь, починить его и на нем выступать на соревнованиях. В общем, я хватал знания то у одного шкипера, то у другого и постепенно выучился. Мне понадобилось примерно года два. Если сейчас сказать человеку: «Мужик, тебе потребуется два года, чтобы изучить тему, и потом, может, что-то из этого получится», каждый скажет: «Ну нет, это не для меня». Поэтому наша школа, как и любая другая, готовит начинающего шкипера примерно за две недели. Это полное погружение, интенсив, когда человек отрывается от своей жизни и две недели с утра до вечера изучает яхтинг. После этого он способен самостоятельно днем выйти в море (конечно, речь идет о безопасной акватории типа какого-то залива), не утопить яхту, прийти, куда надо, постоять на якоре и, главное, вернуться обратно в точку, откуда вышел, и безопасно пришвартоваться. Обучение стоит примерно 2400 евро, и в стоимость входит все, включая проживание на яхте. В Москве у нас в школе акцент больше на спорт, а в Турции, например, как на спорт, так и на отдых.
Яхтинг дорогой и недоступный только в сознании людей.
Но таких людей, которые хотят учиться с нуля, мало. В основном приходят люди, которые попробовали яхтинг, поняли, что им мало решать задачи на уровне «вот потяни синенькую веревку, а красненькую отпусти», они хотят самостоятельности. Для них есть онлайн-курс по теории, не такой сложный по финансам и времени. И неделя практики, где мы изучаем радиосвязь — без нее на море никуда, учимся ходить без электронной навигации, как раньше, по карте и компасу. Это очень полезный навык.
А система юнг — когда человек вписывается на яхту, драит полы и чему-то учится бесплатно — сейчас существует?
Наверняка за границей где-то существует. В яхтинге две проблемы: первая — где найти яхту, чтобы ходить под парусом, а вторая — где найти вменяемых членов экипажа, чтобы ходить под парусом. И эти две проблемы часто не пересекаются. Часто владельцы небольших яхт хотят ходить в приятной компании, и им нужно делать весеннюю подготовку лодки и осеннюю консервацию, и им в этом нужна помощь. Было бы полезно организовать в Москве такой ресурс, но меня на все не хватает. Мы формируем команды из наших учеников, которые держатся вместе, тренируются и даже занимают призовые места.
Яхтинг считается дорогим видом спорта и отдыха. А что делать человеку, который не располагает большими средствами, но хочет заниматься яхтингом?
Хороший вопрос. В моей юности горнолыжный спорт считался элитным и недоступным, хотя это не соответствовало действительности. Большинство семей в СССР могли себе позволить поехать на горнолыжный курорт, но общественное мнение гласило, что это недоступно. Шло время, и теперь кататься на горных лыжах может любой желающий, мы не воспринимаем этот спорт как дорогой и элитный. С яхтингом происходит то же самое — он дорогой и недоступный только в сознании людей. Приехать в Пирогово и позаниматься на яхте доступно всем, а снять яхту компанией — это посильные деньги. Чартер для восьми человек на яхте в Турции, если разделить затраты, примерно соответствует отдыху в четырехзвездочном отеле «олл инклюзив», куда все ездят. Я рад, что сейчас широкие народные массы начинают потихоньку осознавать, что отдых на яхте не такой уж дорогой. Так что, ребята, приходите в яхтенный спорт, он совершенно безопасный, и это счастье.
Кстати, а кто обеспечивает безопасность на воде в московской акватории?
ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) следит за порядком на воде, ловит пьяных водителей, также проверяет права и документы и может отбуксировать на стоянку лодку без документов. Вопрос безопасности — это еще вопрос школы или клуба. Например, по правилам ГИМС в московской акватории все должны быть в спасательных жилетах, и неважно, на какой лодке вы идете — на катамаране или большом паруснике. На парусники, конечно, ГИМС смотрит сквозь пальцы.
В Москве есть сезонность, когда начинают ходить на яхте? Что делают яхтсмены зимой?
С конца апреля мы начинаем расконсервировать яхту, и на майские праздники уже можно увидеть паруса. Зимой в водохранилищах уровень воды опускают, она ниже, чем летом, поэтому как растает лед, надо подождать, когда воду подкачают из Волги. И до октября, в этом году еще и в ноябре лодки ходили, погода теплая была.
А зимой яхтсмены едут в Новороссийск или Сочи. Там, правда, слишком коммерциализированно сейчас. Черное море хоть и не замерзает, но зимой все равно суровое. Но главное для спортсмена, чтобы вода была жидкая, а так можно одеться потеплее, тем более сейчас спортивная одежда стала технологичной и теплой.
Чего не хватает Москве для дальнейшего развития яхтенного спорта?
В Москве хватает абсолютно всего. У нас только природные ограничения, мы не можем находиться в воде круглый год. А так… например, летом на Химкинском водохранилище клуб «Про яхтинг» устраивает гонки каждую неделю по средам вечером. Человек отработал в офисе, сел в метро, приехал на Речной вокзал, сел в яхту и начал гоняться. Гениально. Вот тебе адреналин и счастье. И это может позволить себе каждый.
Сейчас наметился новый тренд — использовать парусный спорт для тимбилдинга. Многие компании занимаются формированием коллектива, используя для этого игры, выезды и что-то такое. А парусный спорт принципиально отличается от всяких игр, там все по-настоящему. Когда команда выходит на воду, все сразу понимают, что от их конкретных действий и настроения многое зависит, и эффект тимбилдинга усиливается. В Москве есть все условия для корпоративных регат, а их проведение в свою очередь развивает яхтинг в Москве.
Фото: из личного архива Андрея Ухина