Актерская карьера Николая Денисова началась в школьные годы, когда ребенком, перепробовав все кружки и секции в Доме культуры ЗИЛа, он пришел в детскую школу-студию под руководством Сергея Штейна. Сейчас это драматический театр, который носит имя своего основателя. Театральная школа-студия определила судьбу юноши с рабочей окраины Москвы, и сегодня за спиной 72-летнего Николая Денисова 60 лет работы в театре и кино. Актер и режиссер рассказал «Москвич Mag» о том, как судьба связала его с театром с детства и чем театральная сцена его молодости отличается от современной.
Николай Васильевич, как вы пришли в театр?
Когда я учился в школе, мы жили на Автозаводской, и я перепробовал, кажется, все кружки и секции в Доме культуры ЗИЛа, от акробатики до театрального. Театр меня увлек. Школу-студию при нашем ДК тогда возглавлял Сергей Штейн. Играя в театре при ДК, я начал сниматься в кино. Моими первыми фильмами были «Мальчики», «И на Тихом океане». Тогда я был еще даже не студентом, а просто школьником.
Из школы-студии Сергея Штейна вышли большие артисты: Василий Лановой, Алексей Локтев, Валерий Носик, Владимир Земляникин, Вера Васильева, Татьяна Шмыга, то есть целая плеяда. Сейчас этот театр, наверное, считался бы профессиональным.
Окончив 8-й класс, я поступил в торговое училище №1 на Рождественке, но бросил его, потому что снимался в кино и мечтал об актерской карьере. Я выбрал профессию — театр, поступил в Щукинском училище. Моими педагогами были Вера Львова и Владимир Этуш. На курсе у нас преподавали Александр Калягин, Алла Демидова, Гарий Черняховский. Это была система — в училище нас вел один худрук, но мы проходили через многих преподавателей, потому что учились быть актерами. Актер должен уметь работать с разными режиссерами.
Чем современный театр отличается от театра вашей молодости?
Репертуарный театр практически разрушен. Театр с профессиональной критикой, с редактурой, с профессиональным зрителем. Критики больше нет, есть нанятые люди — блогеры. Театра Станиславского, который я застал, больше не существует, да и самого Станиславского в театре уже нет, о нем сейчас стараются не упоминать, забыть. Раньше было другое воздействие на зрителя, и были понятия «понимать театр», «понимать музыку», «понимать балет», «понимать футбол».
Но я думаю, что все вернется. Главное, чтобы у кого-то было такое желание. Кто-то ведь перевернул эту страницу истории, создал условия, в которых мы сейчас живем. Придет время, и появится человек, который и сегодняшнюю страницу перевернет.
Можно сказать, что каждая эпоха заслуживает свой театр?
Я живу сейчас в совершенно другой стране, я к ней приспосабливаюсь. Все было другое — запах был другой, люди были другие. Цели были другие. И театр был другой. Он был домом. Люди уже не смотрят друг на друга, убегают, смотрят только в телефоны. Никто не обращает ни на кого внимания. Раньше в метро войдешь, все были с газетами и книгами, а сейчас все сидят с телефонами, тыркают в них, друг друга не видят, не общаются.
Раньше можно было встретить в метро красивую девушку, построить ей глазки, или она тебе, выйти вместе с ней из вагона, познакомиться и пригласить в кино. Сейчас это практически невозможно. Все оторваны друг от друга. Это действительность, в которую мы вошли.
Если вам удобнее смотреть на YouTube, то ролик здесь.