, 4 мин. на чтение

«Не надо врать детям. Нет закрытых тем» — академик Евгений Ямбург

Россия находится на первом месте в мире по школьному буллингу и детскому суициду — более 20% детей уходят из жизни до 12 лет, говорит директор московского центра образования №109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург. Чаще всего, по словам 74-летнего педагога с мировым именем, трагедии происходят, когда у ребенка забирают гаджет. Евгений Ямбург рассказал «Москвич Mag», почему в России никогда не отменят ЕГЭ, чем хороша Болонская система и почему ответственность за падение интеллектуального уровня россиян несут средства массовой информации.

Евгений Александрович, что вы думаете о ЕГЭ? Его надо отменять?

Отменять ЕГЭ нельзя, и никто не будет. По той простой причине, что учителя не могут объективно оценивать результаты собственного труда — нужна независимая экспертиза. Кроме того, ЕГЭ сейчас очень изменился. Когда он начинался, как гуманитарий я был категорически против. В начале была угадайка — из трех ответов нужно было выбрать правильный. Например, на вопрос «Любил ли Онегин Татьяну?» было три ответа: «Да, любил», «Нет, не любил», правильный был «Когда как». Конечно, я от этого зверел.

Но сейчас эта угадайка снята. На экзамене по литературе появилось эссе. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно знать очень широкий контекст, например, что Иван Грозный и Шекспир — современники, что Алексей Михайлович Тишайший и гвардейцы кардинала тоже современники. Не обязательно примыкать к какой-то одной навязанной точке зрения, можно говорить, что есть такая-то точка зрения, есть такая, а есть и другая точка зрения.

Говорят о якобы перегрузке учащихся. Прошу прощения, в советские годы мы сдавали сначала четыре экзамена в июле, а потом еще четыре экзамена в августе, и это была суперперегрузка. Сегодня ребята, сдав ЕГЭ, могут направить свои документы сразу в несколько вузов.

Наконец, пусть не врут по поводу так называемой объективности. Звонят: «Отнеситесь, пожалуйста, к моему ребенку повнимательнее». Это значит, что нужно проверять сочинение двумя ручками — синей и красной. Сегодня я перекрестился обеими руками — извините, это не ко мне. Там независимая экспертиза, и до свидания.

Нельзя управлять образованием, как плохой водитель с тормозом, вылетим на обочину. Поэтому ЕГЭ был, есть и будет.

Болонскую систему, об отмене которой было много разговоров, можно безболезненно заменить? Не отразится ли это на качестве образования?

Ровно те же люди, которые огнем и мечом внедряли Болонскую систему, теперь огнем и мечом ее уничтожают. Она не хороша и не плоха. Мы ее внедряли для того, чтобы наши дипломы конвертировались в Европе. Но нас обидели — уже не конвертируются. Мне на это совершенно наплевать, потому что на обиженных воду возят.

Чем Болонская система хороша? Если девочка окончила бакалавриат и поступает в магистратуру по управлению, я получаю готового завуча начальной школы.

Теперь по поводу специалитета. Нигде в мире бакалавр, то есть фельдшер, не проводит хирургические операции. Скажем, в Америке сначала надо окончить бакалавриат, потом магистратуру, потом постградуальная подготовка — это ординатура, потом практиковать три–четыре года у хорошего хирурга. И только после этого ты примерно в 27 лет начинаешь оперировать. Во всем мире так происходит, специалитет — это не наше изобретение.

Недавно провели исследование и по его результатам выяснилось: 20% наших соотечественников верят, что Земля вращается вокруг Солнца, 16% не сомневаются, что динозавры и люди жили в одно время. Откуда такое невежество?

Я не знаю, что такое средняя температура по больнице — и дети разные, и школы разные. Должен сказать, что львиную долю ответственности за это несут средства массовой коммуникации — всевозможная дурь, астрологические прогнозы, передачи такие, информация фейковая, так они завлекают. Когда журналисты ловят людей на улицах и получают такие ответы, они делают это сознательно, потому что им нужна острота, клубничка.

Что касается опросов, то я вам хочу сказать, что имею счастье работать с реальными детьми, и в тех школах, где все это преподается нормально, таких ответов мы не получаем.

Этот опрос проводили специалисты из очень серьезного Института психологии РАН.

Я и практик, и академик, поэтому прекрасно понимаю, что происходит. На самом деле, к сожалению, так получается, что оторванные от реальной практики психологи тоже ведутся на эти вещи.

Кто придет на смену сегодняшним элитам? Сможет ли молодежь в будущем развивать науку и культуру, руководить бизнесом и возглавлять органы власти?

Я в этом смысле являюсь сдержанным оптимистом, потому что глубоко убежден — растет поколение гораздо более интересное, чем мы. Это поколение, у которого развито критическое мышление. К счастью, учитель перестал быть единственным источником информации. Мы живем в стеклянном мире, и в интернете есть все — и гадости, и фейки, и глубокие вещи.

Мы вообще нашим детям оставляем плохое наследство — мы промотавшиеся отцы. Огромное количество запутанных вопросов, которые нужно распутывать, не разрубать. Уже были специалисты по разрубке: Гитлер пытался решить национальный вопрос одним махом, а Сталин — вопрос социальный. Все это кончилось уничтожением Третьего рейха вследствие военного поражения и развалом Советского Союза.

Надо учить людей диалогу, той самой науке, о которой писал Окуджава — «святая наука расслышать друг друга». Для этого нужно терпение, умение слушать. В этом смысле нужны будут вот такие люди. Дело в том, что раб не может решать серьезные проблемы — он боится. Как говорится в Библии, «боящийся не совершенен в любви». Нужны интеллектуальные люди, не боящиеся смотреть правде в глаза, которые будут распутывать проблемы, накопленные человечеством.

Если вам удобнее смотреть на YouTube, то ролик здесь.