Мария Ганиянц

Основатели «Прямой речи» Светлана Большакова и Татьяна Булыгина: «Наша аудитория чувствует себя «среди своих»

6 мин. на чтение

Лекторий «Прямая речь» уже десять лет остается самым посещаемым в Москве: организаторы делают по 500 мероприятий в год, и на все билеты раскуплены. Основатели Светлана Большакова и Татьяна Булыгина рассказали «Москвич Mag», как им удалось заинтересовать московских слушателей и заставить их не просто приходить на события, а еще и покупать недешевые билеты. 

Татьяна Булыгина: Десять лет назад мы обе сидели в декрете и придумали этот проект, переместив лекции из сферы образования в сферу досуга. За вход на мероприятия сразу объявили тысячу рублей и никаких льгот и скидок. Тому, что лекции в принципе платные, удивились и зрители, и лекторы. Потом всем стало очень интересно, что это за две сумасшедшие предлагают лекции за деньги.

Светлана Большакова: Но процесс пошел быстро: лет пять мы жили в абсолютной славе, ничего не рекламировали, но на события в «Прямую речь» было не попасть. Билеты разлетались мгновенно. На нас работало сарафанное радио. Раз в ЦДЛ пришло такое количество народа, что мы были вынуждены вывести трансляцию на экран в холл, где собралась толпа.

Какие темы популярны у публики?

Т. Б.: Всегда есть интерес к литературе — хедлайнер Дмитрий Быков, и к психологии, родительской и любовной. Психологическое направление начинали с лекций Михаила Лабковского, сейчас у нас выступают Людмила Петрановская, Андрей Курпатов, Александр Колмановский.

Тренд последних лет — популяризация науки, поэтому очень востребованы лекции по биологии Ильи Колмановского и нейробиологии Татьяны Черниговской, выступления доктора Курпатова. Причем лекции Ильи Колмановского мы делаем отдельно для взрослых и отдельно детские форматы: научные шоу для детей и их родителей. С этими научными шоу нас зовут и за границу, и в разные города России.

С. Б.: Возраст нашей аудитории — 35+. Молодежь захаживает редко (от институтских лекций еще не отошли), детей приводят родители. Среди популярных курсов для школьников — выступления астрофизика Сергея Попова и лекции претендента на Нобелевку в области кристаллографии Артема Оганова, курсы по истории с Тамарой Эйдельман и, конечно же, детские курсы Дмитрия Быкова. Эти невероятно умные люди умеют простым языком рассказать о сложном. Самое главное для ребенка — вовремя встретить авторитетного наставника, учителя, и родители приводят детей именно за этим. 

Почему люди тратят драгоценное время и платят деньги за личное присутствие на лекции, а не слушают их на YouTube, качая попу или бегая в парке?

Т. Б.: Сегодня подобные лекции — популярный вариант культурного досуга наравне с театром или кино. К нам приходят парами, семьями. Людям нравится наша аудитория, где они чувствуют себя «среди своих». Это первое, о чем все говорят. А ни с чем не сравнимое чувство, когда твой вопрос дает встрече новое направление, меняет ход выступления! Происходит химия, на наших глазах рождается театральное действо, где каждый становится полноправным участником процесса. Но для тех, кто не в Москве, или для тех, кто по разным причинам не может приходить лично, мы делаем онлайн-трансляции. Нам часто пишут благодарности из небольших городов, куда мало кто доезжает с выступлениями и где почти нет развлечений, а люди хотят новых знаний.

К тому же в последние годы изменился подход к корпоративной культуре, банки и компании активно приглашают «Прямую речь» делать программы для своих сотрудников и клиентов. Вместо песен Филиппа Киркорова на корпоративных мероприятиях слушают про Михаила Булгакова, последние исследования работы мозга и про то, как общаться с собственными детьми.

С. Б.: С Дмитрием Быковым уже шесть лет мы делаем программу «Литература про меня», это вообще чистая импровизация и живой формат. Вопросы задают уже через 10 минут после начала. Это сейчас много YouTube-каналов с публичными интервью, а мы начали такие форматы сильно раньше Дудя. К Быкову в гости приходят Ургант, Ширвиндт, Цискаридзе, Хаматова, Познер, Кончаловский, Парфенов, Акунин, Друбич и говорят о литературе. Открытое интервью на глазах у зала вырастает во что-то большее, и известные личности открываются с непривычной стороны.

Кто ваши конкуренты?

Т. Б.: Скажу крамолу: нет у нас конкурентов и не было. Есть, естественно, другие платформы — Level One, «Синхронизация», детские лекции делает Политех. Есть Arzamas Академия, но это чисто образовательная история, а мы больше про интеллектуальный досуг. Территории, куда можно пойти вечером в любой день недели и гарантированно получить удовольствие, кроме «Прямой речи» нет. Мы регулярно мониторим лекции на других площадках. Да, бывает интересно, но чтобы вау — такого нет. Понятно, что в массе своей все лекторы очень умные и знают предмет, но вот передать эти знания может далеко не каждый.

Хотя в «Прямой речи» тоже есть чисто образовательные проекты: уже несколько лет у нас ведет языковые курсы знаменитый полиглот Дмитрий Петров. У него своя, особая интенсивная методика, которая очень многим помогла заговорить на иностранном языке. Были даже забавные случаи: у нас есть несколько слушателей, которые приходили к нему учить какой-то один язык, а потом возвращаются снова и снова, чтобы учить те языки, которые им вроде и не нужны, но с Петровым им просто интересно учиться.

От чего зависит вау-эффект?

С. Б.: От личности и харизмы человека, попадания в тему, которая интересна аудитории. Но чаще всего бывает, что тема — супер, а выступление — гораздо слабее.

А все наши три десятка лекторов — играющие тренеры, у них не только энциклопедические знания, их сложно подловить вопросом, они еще умеют четко и емко донести свои мысли, сохраняя плотность информации. И, что немаловажно, у них нет слов-паразитов, не надо за ними подчищать для CD-дисков и онлайн-курсов.

Вы не боитесь сбиться в попсу? Все-таки проект больше не образовательный, а развлекательный.

Т. Б: Как только лекция проходит не по высшей планке, мы тут же получаем обратную связь и выясняем, что именно не понравилось, конкретные претензии. Ниша наших слушателей уже сформирована, я отличаю наших и не наших слушателей из толпы. Никто не бежит сломя голову, когда выступление лектора заканчивается, наши слушатели остаются в зале и обсуждают услышанное между собой и с лектором. 

Как вы договариваетесь с новыми лекторами?

Т. Б.: Мы продвинутые хедхантеры, постоянно мониторим информационное поле и приглашаем кого-то нового. Ежедневно получаем письма с предложениями о сотрудничестве и внимательно изучаем, если есть потенциал — прослушиваем, тестируем на публике, запускаем пробные лекции.

Понимаем, что нельзя зацикливаться только на Черниговской, Колмановском и Быкове. Вот запустили цикл с культурологом и музыковедом Анастасией Четвериковой: необычные лекции по искусству ХХ века для детей и взрослых, например «Если бы у композиторов прошлого были соцсети» и цикл для детей «Искусство на вырост».

С. Б.: Постоянным спросом пользуются чтецкие программы, вот на них ломились с самого начала. И тут мы очень зависим от спроса, на молодых чтецов не хотят идти, ждут знаменитых — Филиппенко, Юрского, Райкина, Басилашвили. Есть, правда, несколько исключений: Ксения Алферова, Сергей Белоголовцев, Олег Груз. Вообще планируем развивать поэтическую тему — нам самим она очень нравится. А вот именно свои стихи из поэтов читает только Дмитрий Быков. 20 декабря, в его день рождения, был его творческий вечер в ЦДЛ.

Еще один наш любимый проект — «Стихи про нас» (осенью подобное делали в «Гоголь-центре» на нашем чтецком фестивале). Формат такой: в гости к Дмитрию Быкову приходит артист и читает стихи, а ведущий выступает и лектором, и сочтецом. Предсказать, что получится, невозможно. Вот пришел в гости Сергей Юрский читать Цветаеву и Ахматову, а закончилось все поэтическим баттлом — они наперебой читали стихи Хармса.

А провальные лекции были?

С. Б.: Конечно, но фамилии выступавших называть не буду. Чаще бывает другое: лектор заболевает накануне или в день выступления. Недавно в Лондоне должен был выступать Сергей Юрский, огромный зал, аншлаг — все билеты проданы. За сутки до выступления врачи запретили ему лететь. Заменить его некем, перенесли концерт на полгода, и почти никто не сдал билеты.

Или вот в рамках чтецкого фестиваля осталось одно вакантное место, никого найти не могли. Поэтому объявили тайного гостя, предложив зрителям догадаться, даже конкурс устроили, кто первый угадает. На тайного гостя билеты раскупили еще быстрее, чем на уже известных. Пришел Ширвиндт, отменив другие встречи, и устроил на пару с Быковым феерический концерт. Публика была в экстазе. 

В чем секрет всемирной популярности TED Talks?

Т. Б.: Очень вдохновляющий формат — всего за 20 минут рассказать так, чтобы стали понятны даже сверхсложные темы. Меня поражает, как во всем мире удается найти этих потрясающих спикеров. Мало кто понимает, какая титаническая работа за этим стоит. Но мне не нравится, что происходит на TEDх, скучно и люди левые.

А как вы делите обязанности в бизнесе и что дает основной доход?

Т. Б.: Я как экономист отвечаю за оплату сотрудников и бухгалтерию, а Света как музыкант, журналист и продюсер — за культурную часть. Все-таки организовать 500 мероприятий в год с полным аншлагом залов с вместимостью от 150 до 600 человек не шутка. Плюс еще несколько раз в год мы делаем по-настоящему большие мероприятия: авторские вечера Эдварда Радзинского и поэтическо-музыкальные программы с Дмитрием Быковым в консерватории и зале Чайковского — там залы по полторы тысячи человек.

Основной доход, примерно 80%, приносит продажа билетов (средняя стоимость билетов — около 2 тыс. рублей, в Лондоне будет дороже, в Берлине дешевле), 15% — аудиотрансляции, остальное — книги и диски.

А франшизу продаете?

Раньше да. Сейчас формат франшизы заменили точечными выступлениями и гастролями. В прошлом году авторы «Прямой речи» посетили порядка 25 городов: Москву, Петербург, Лондон, Ригу, Уфу, Минск, Киев, Одессу, Берлин и другие.

Кого из лекторов прошлого пригласили бы?

С. Б.: Лотмана, Волкову, Капицу, причем и отца, и сына.

Фото: предоставлено пресс-службой лектория «Прямая речь»

Подписаться: